Немцы изобрели механическую чайку. "Хай-тек" с Николаем Гринько

Над седой равниной моря гордо реет... механическая чайка с размахом крыльев около двух метров. Примерно так можно описать испытания, которые недавно провели инженеры немецкой компании Festo.

Над седой равниной моря гордо реет... механическая чайка с размахом крыльев около двух метров. Примерно так можно описать испытания, которые недавно провели инженеры немецкой компании Festo. Они уже конструировали искусственных пингвинов, медуз и скатов, а теперь построили робота, очень близко копирующего облик и способ передвижения морских птиц. Причем двигаются не только крылья чайки, но и ее хвост и голова.

Название робота – SmartBird. Его скелет сделан из углеволоконного композита, а оболочка из полиуретановой пены. За движение всех частей отвечают четыре сервопривода и один моторчик, питающиеся от литиево-полимерных аккумуляторов. Общая потребляемая мощность аппарата составляет всего 23 ватта. Взлетает и садится Умная птица совершенно автономно, без участия человеческих рук. Это достигается уникальной механикой крыльев – они не просто перемешивают воздух, но и поворачиваются под разными углами к встречному потоку, совсем как у настоящих пернатых. Кроме этого в работу включены подвижные голова и хвост – с их помощью SmartBird совершает маневры – поворачивает и изменяет высоту полета. Всей этой механикой управляет бортовой микрокомпьютер, который в реальном времени просчитывает движение атмосферы вокруг аппарата и адаптирует к нему работу подвижных частей. Общее руководство по радиоканалу осуществляет человек, но он лишь задает направление и скорость перемещения, а чайка сама решает, в какой плоскости и с каким усилием взмахивать крыльями.

Весит двухметровая машина очень немного – всего полкилограмма. Это, несомненно плюс, если речь идет об энергозатратах. А вот с точки зрения устойчивости низкая масса скорее является недостатком – любой более-менее серьезный порыв ветра уносит робота далеко от намеченной траектории. Поэтому пока SmartBird летает, в основном, в закрытых помещениях.

Занятно, что конструкторы не видят для птицы-робота большого будущего. Главная цель, ради которой создавали экспериментальный махолет – отработка технологий для производства лопастей ветровых генераторов электричества. Хочется надеяться, что SmartBird запустят в серию хотя бы в виде детской игрушки.

"Хай-тек" с Николаем Гринько на радио "Вести ФМ"