Театральные легенды Петербурга ожили на выставке декораций

В Театральном музее Санкт-Петербурга открылась выставка декораций, костюмов и программок легендарных спектаклей XIX века.

В Театральном музее Санкт-Петербурга открылась выставка декораций, костюмов и программок легендарных спектаклей XIX века.

Герои нынешней выставки – те, кто выходили на подмостки императорских театров в Петербурге. Итальянка Мария Тальони – воплощение романтической танцовщицы, повлиявшей на становление балетного искусства. Платье Сильфиды – реконструкция, а пуанты настоящие. А это уже русские легенды – прима Александринки Варвара Асенкова, которая умерла от чахотки в 24 года. Любимый трагик Николая I Василий Каратыгин – это колет, в котором он играл Гамлета.

"Очень крупный был, высокий, сильный. Кстати, вот это уже с такой талией он был, когда был в возрасте, а смотрите, какой он на литографиях красавец", – показывает Роза Садыхова, куратор выставки.

Экспозиция весьма необычна. Акварели и программки прикреплены к стендам, которые можно выдвигать. Они сделаны по образцам настоящих кулис 200-летней давности. В мини-театре можно менять декорации. Это не конкретные спектакли, скорее, популярные сцены – романтический лес с сильфидами, кораблекрушение. А вот это чудище воссоздано по эскизу Андреаса Роллера, знаменитого театрального техника XIX века. Это ему принадлежит фраза "Ноги Тальони у меня в руках" – балерина парила на сцене благодаря искусным придумкам Роллера.

Макет, который сделал Виктор Григорьев к историческим чертежам. Здесь видно, как действовала вся театральная машинерия в XVIII, XIX веках и начале XX века: как действовали кулисы, приводы, которые поднимали чудище, а приводили в действие их под сценой с помощью лебедки.

Здесь есть и реконструированная ложа Александринского императорского театра, можно менять подсветку всего этого великолепия как в театре. Падуги расписаны по технологии XIX века.

"Расписывается это темперой, ну и как бы воссоздается такая некая динамика света. То есть как бы и с той стороны подсвечивается – создается образ – и с этой стороны. Она как бы такая дышащая", – объясняет Андрей Пазгалев, художник.

XIX век стал невероятно важным в становлении отечественного театра. На русской сцене являются легендарные спектакли. "Горе от ума" не поставили бы без хлопот Каратыгина, мечтавшего играть Чацкого. Пьесу "Ревизор" неожиданно полюбил Николай I. Спектакль приобрел такой же вес, как опера "Жизнь за царя", которой открывались все сезоны.