Китай не хочет жить в рекламной роскоши. "Утро с Анатолием Кузичевым"

На улицах Пекина запретили размещать наружную рекламу, пропагандирующую роскошную жизнь. Как Вы относитесь к подобной инициативе? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

На улицах Пекина запретили размещать наружную рекламу, пропагандирующую роскошную жизнь. До 15 апреля с улиц Пекина демонтируют все рекламные конструкции, растяжки и другие виды наружной рекламы продвигающие иностранные элитные товары. Власти надеются ослабить социальное недовольство быстро растущим разрывом между богатыми и бедными китайцами. Как Вы относитесь к подобной инициативе? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

Кузичев: У нас эксперт по роскоши. Это Григорий Львович Трусов – президент консалтинговой компании "Контакт-эксперт". Григорий Львович, доброе утро!

Трусов: Доброе утро!

Кузичев: Мы пытаемся договориться о терминах, что такое роскошь. А во-вторых, смотрите, SMS такая: "Реклама роскоши – лишь сотая часть того, что корежит. Но если она есть, значит и сбыт есть. Списки Forbes рядом надо писать". Действительно, раз есть предложения, то есть и спрос?

Трусов: Ну, разумеется, рынок эффективен, поэтому если кто-то платит за эту рекламу деньги, очевидно, эти бизнесмены предполагают, что эти деньги вернутся им обратно.

Кузичев: Может быть, они так предполагают и все время ошибаются, нет?

Трусов: Ну, обычно такие ошибки рынок карает беспощадно, и те, кто ошибаются, быстро отправляются на "экономическое кладбище", где они остаются банкротами. Поэтому, разумеется, реклама продает. Другое дело, что я не понимаю, о чем шумиха про этот китайский закон. Такой закон в России принят данным давно, и, собственно, использование превосходных степеней сравнения в России запрещено законом по рекламе уже в достаточно давнее время.

Кузичев: Превосходная степень – это лишь часть того, о чем, как мы полагаем, размышляют китайцы. Китайцы хотят, так сказать, заполнить концептуальный "гэп" между идеологией формальной и проявлениями идеологии противоположной. Вот они, так сказать, расцветают именно предметами роскоши, тем более, нагло рекламирующимися на улицах. Речь именно об этом. А превосходная степень – это второе дело.

Трусов: Однако, к сожалению, в новости, которую я прочел вчера, я увидел все про превосходные степени, а история про то, что запрещена реклама элитных товаров, там шло очень между строк. То есть, каким образом можно определить элитность…Где начинается порог роскоши? Это невозможно определить. Я очень сомневаюсь, что вообще можно внедрить подобный закон, ибо то, что является нормой для одного, для другого будет абсолютной роскошью. Где ставить эту планку? И, собственно, проблема в том, что подобные законы лечат симптоматику, а не болезнь. То есть проблема социального напряжения, расслоения в обществе явно не закрывается одной только рекламой или отсутствием оной. Как говорили старые театральные актеры, публика - дура, но ее не обманешь. Поэтому люди прекрасно понимают, что, несмотря на то, что даже если это не будет висеть на рекламных щитах, эти машины проезжают рядом по улице, в фильмах показывают, как живут богатые и знаменитые. Это достаточно дешевая попытка свалить все социальные проблемы только на то, что людей раздражает эта реклама. Проблема гораздо глубже. Это только симптоматика.

Кузичев: А вот если пойти дальше, пофантазировать: есть страны, где это реализовано, типа Северной Кореи. Там ведь очень мощная пропаганда, которая убеждала жителей, что в Южной Корее люди, конечно, под гнетом капитализма стонут, так сказать, и трещат по швам изнутри и снаружи. Это жуть, это ужас и так далее. Пока северокорейское телевидение допустило один прокол. Оно показало сюжет о волнениях в Южной Корее, в столице, что, мол, молодые студенты уже до конца просто замордованные капитализмом, вышли-таки на улицу выразить протест. И вот что видят северные корейцы на этой картинке (они очень внимательно к деталям относятся, потому что их деталями не балуют): южные корейцы, которые вышли выражать свой протест - в кроссовках! А на заднем плане какие-то небоскребы и так далее.

Трусов: Информация – это, безусловно, гигантское оружие в руках любого режима, особенно тоталитарного. Если мы заткнули все информационные дырки, тогда, конечно, даже такой маленький лучик света, даже маленький репортаж про то, как действительно живут другие люди, может вызвать гигантские социальные волнения и напряжение. Другое дело, когда режим не тоталитарный, как в Китае, то есть доступ к информации есть. И просто перестать провоцировать, убрать красную тряпку от быка именно с точки зрения вот этой элитной рекламы… Очень сомнительно, что это сможет что-либо серьезно сделать. И самое ужасное будет, если почему-то в нашей стране решат идти китайским путем и попытаются подобные изменения в Закон "О рекламе" внести. Лечить надо болезнь, а не симптомы.

Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах

Эфир за 1 апреля:

Первый час: Прохождение техосмотра снова на ПИКе. "Утро с Анатолием Кузичевым"

Второй час: Родители встали в очередь за первоклассным образованием. "Утро с Анатолием Кузичевым"

Третий час:
Китай не хочет жить в рекламной роскоши. "Утро с Анатолием Кузичевым"