Карл Шлёгель пишет о счастливой Москве. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

Карл Шлёгель. Постигая Москву. РОССПЭН, 2010. О Москве писали все и много. Конкретно о ней, о Москве, называя ее по имени. Белый и Платонов, Аксенов и Сорокин. Это книга немосквича для москвичей и, как говорится, гостей столицы. Автор изучил и узнал Москву так, что ему заведуют здешние краеведы.

Карл Шлёгель. Постигая Москву. РОССПЭН, 2010.

О Москве писали все и много. Конкретно о ней, о Москве, называя ее по имени. Белый и Платонов, Аксенов и Сорокин.

Это книга немосквича для москвичей и, как говорится, гостей столицы. Автор изучил и узнал Москву так, что ему заведуют здешние краеведы. Кроме того, это еще исторически забавная книга – приключения экзотического фрукта, угодившего в советскую столовую. Интересна и наша реальность эпохи застоя глазами фрукта, и то, как к фрукту отнеслись, собственно, в столовой.

Карл Шлёгель - немецкий историк, поныне здравствующий. В годы нашего застоя он сумел быть одновременно западным резким интеллектуалом и советским прилежным студентом. Он изучал историю, философию и социологию в университетах Москвы и Ленинграда. И в те же годы был близок к леворадикальным, маоистским группировкам в Западном Берлине.

Книга – путеводитель по Москве того времени – писалась Шлёгелем для себя самого.

"Я делал эти заметки, желая сориентироваться на чужой местности".

В результате получилось увлекательное и главное поступательное, чем дальше, тем все более въедливое, повествование о том, как иностранец "постигает Москву". Шлёгель изучает архитектуру, бродит по улицам, садится на скамейку на бульваре, посещает музеи, театры, выставки, консерваторию. Он вчитывается в вывески на домах, словно бы пытаясь за такими простыми словами "Русский Лён", "Океан", "Дары Природы" разглядеть другой тайный восхитительный смысл. И произносит загадочную фразу:

"Если кто-то видит иное, то, конечно, потому, что он видит иначе".

Он заходит в букинистический магазины, перебирает этикетки, листает адресные книги. И, конечно, он навещает вокзалы и спускается в метро.

В подлиннике книга называется "Читать Москву". И это метко, лучше бы так и оставили. Шлёгель воспринимает мегаполис как текст. Недаром главки путеводителя сродни названиям философских эссе "Далекое и близкое", "Экскурс об экскурсиях", "Примечание по поводу фотографии", "О разговоре с мертвыми", "Знать и видеть".

ВДНХ, монастыри и кладбища, высотки, Замоскворечье, Пресня, Красная Площадь. История гибели Храма Христа Спасителя – символа романовской России… Рассказ о несостоявшемся Дворце Советов, который должен был стать воплощением "красной мечты". Пар над водами бассейна "Москва"… Сквозь этот пар немецкий историк словно бы прозревает грядущее: новое восстановление Храма – правда, в измененном, как бы декоративном виде. Шлёгель не дает готовых футурологических формул, но диагноз пустоты предполагает неизбежность ее замещения. Иными словами, эта книга еще и о кризисе советской цивилизации, о спелом времени – предисловии распада. Но спелое время – самое сладкое.

Эта сладостная обреченность, этот закат, это марево имперского исхода – вот чем очаровательны наброски и заметки Карла Шлёгеля.

И пускай кругом много грубых, хмурых, небогатых, придавленных людей. Шлегель радуется коллективистскому братству спортсменов, противопоставляя их экзистенциальным одиночкам – нью-йоркским бегунам. Его вдохновляет стиль и метод русской баньки. Его влекут дворики и дворники, окраины, подворотни, бабки, милиционеры, подавальщицы. Он чувствует себя гомо советикусом, неся на вытянутых руках трехлитровую банку, полную до краев золотистым разливным пивом. Пиво цвета счастья. Выпил до дна, и улетел обратно, в Западный Берлин.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вест ФМ"