За велосипедистов обещают взяться всерьез

На базе уже существующей программы развития транспортной системы столичного региона городские власти разработали проект еще одной программы, которая относилась бы только к московской транспортной системе.

На базе уже существующей программы развития транспортной системы столичного региона городские власти разработали проект еще одной программы, которая относилась бы только к московской транспортной системе. В столичной программе присутствуют уникальные направления. Например, развитие велосипедного транспорта. На велосипедистов у московского правительства - большие надежды. В часы пик велосипеды движутся почти в полтора раза быстрее, чем автомобили. О новом взгляде на решение транспортного вопроса - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Людмилы Шаулиной.

Шаулина: 2 триллиона 780 миллиардов рублей - таков объем заложенных на новую столичную программу развития транспорта средств. Среди направлений, кроме традиционных уже новых линий метро, парковок и развязок, появились и новые разделы: пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры, развитие монорельса и велосипедное движение. Для Москвы - направления актуальные, убежден Александр Шумский, руководитель Московского центра борьбы с пробками. В городе с одной из самых высоких в мире плотностью застройки, экономически выгодно создавать комфортные условия именно для пешеходов и велосипедистов.

Шумский: Где неудобно пешеходам - неудобно экономике, неудобно никому. Самый эргономичный вид передвижения - это пешеходное движение и это велосипедные дорожки, их надо развивать.

Шаулина: Городские власти возлагают на велосипедистов большие надежды. По мнению сопредседателя межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Александра Морозова, и пробок станет меньше, и экология лучше.

Морозов: Даже если это 200 человек. Около конечных станций метро вместо 200 мест, которые заняты автомобилями, мы получим просто 200 велосипедов. Насколько сократится загрязнение окружающей среды, насколько сократится нагрузка на дороги и самое главное - нагрузка на паркинги, потому что одна машина у нас потребляет 30 кубометров во время стоянки, потому что нужен выезд, подъезд. Я уж не говорю о том, что те, кто хотят ездить на велосипеде, просто получат такую возможность.

Шаулина: Городской казне - только прибыток. Если каждый автомобилист тратит из столичного бюджета 5 рублей на километр своего пути, то велосипедист эти же пять рублей экономит. Экономится и время. По современной Москве передвигаться на велосипеде получается даже быстрее, чем на машине. Средняя скорость автомобиля составляет 25 км в час, в часы пик - 13. А велосипед объезжает пробки со скоростью 17 километров в час. Чтобы было, где разогнаться - в планах строительство 150 км велодорожек. Чтобы было, где оставить двухколесный транспорт - 10 тыс. велостоянок. При наличии инфраструктуры спрос появится обязательно. Президент Велотранспортного союза Игорь Налимов приводит международный опыт:

Налимов: В Соединенных Штатах большинство американцев предпочитает передвигаться на автомобилях или на общественном транспорте. Но, тем не менее, народ постепенно пересаживается на велосипеды: приняты программы в Нью-Йорке, в Сан-Франциско. От одного процента поездок поднимается до 5 процентов.

Шаулина: За велосипедистов обещают взяться всерьез. Что касается монорельса, в том виде, в котором он существует сейчас - проект не жизнеспособен, считает Александр Шумский. Слишком дорого, слишком медленно, слишком некомфортно. Есть другие варианты:

Шумский: По поводу монорельса - самой эффективной признана система LRT. По большому счету, это такой продвинутый трамвай, который ездит на одном рельсе. Он бесшумный, к нему в Европе даже колокольчики привешивают, чтобы он пешеходов не сбивал. Помещается в такую трамвайную сцепку около сотни человек, он скоростной, очень вместительный. Сам по себе монорельс, который используется на севере Москвы, конечно, не интересен.

Шаулина: На все про все из московского бюджета потратят около полутора триллионов рублей. 148 миллиардов даст федеральное правительство. 746 миллиардов рассчитывают собрать за счет инвесторов. Эксперты уверены, главный интерес для частных инвестиций - в секторе платных парковок. На развитие монорельса деньги пойдут из госказны. А в велосипедные дорожки для бизнеса, если и будут интересны, то исключительно как имиджевый пиар-проект.