"ПираМММида" утонет в грязном море полемики. Реплика Антона Долина

Сегодня в прокат выходит признанный скандальным еще до премьеры фильм "ПираМММида", посвященной истории предпринимателя Сергея Мавроди: в картине его сыграл Алексей Серебряков. О картине подробнее – материал обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

Сегодня в прокат выходит признанный скандальным еще до премьеры фильм "ПираМММида", посвященной истории предпринимателя Сергея Мавроди: в картине его сыграл Алексей Серебряков. О картине подробнее – материал обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.

Сваять из истории самого крупного мошенничества времен первичного накопления капитала увлекательный и отнюдь не документальный фильм - проект, скажем так, напрашивающийся. Превратить АО "МММ" и его бессменного лидера Сергея Мавроди в факты кинематографа взялась лихая компания, уже заработавшая немало денег на комедиях "Гитлер капут" и "Любовь в большом городе", а также недавней мелодраме "Служебный роман. Наше время": руководитель продюсерской команды - в прошлом режиссер, а ныне бизнесмен от кино Сергей Ливнев. С его подачи неопубликованная автобиографическая книга Мавроди стала сценарием остросюжетного боевика:

"Сценарий и фильм следует той канве событий, которая была изложена у Мавроди в его повести. По взгляду на события - это тоже вовсе не совсем взгляд Мавроди. Мы представили свой взгляд на события".

Главное - не пускать в залы обманутых вкладчиков, даже если они давно оправились от удара и заработали много-много денег. Все равно любого может хватить кондрашка, когда он вдруг узнает, что Мавроди, то есть Мамонтов, ибо на экране предприниматель получил благородную фамилию давнего российского мецената, оказывается, был благородным разбойником. Сей Робин Гуд, в прошлом - без пяти минут гениальный математик, мечтал по сценарию "всю Россию поставить раком", но между тем заявлял, что "Россией не торгует". Такая вот диалектика. Впрочем, Алексей Серебряков, которому выпала нелегкая доля - играть главную роль, утверждает, что его Мамонтов - никакой не Мавроди:

"У нас не было задачи делать Мавроди. Я не играл Мавроди. Я с ним не знаком, ни разу не разговаривал, и не особо им интересуюсь…"

Ведь "ПираМММида" не историческое, а жанровое кино, развлекательный триллер. Например, противный банкир, очень недурно сыгранный Федором Бондарчуком, спевшийся с завистливыми американцами и мечтающий поставить страну на колени, потому подло похищающий дочь Мамонтова, - вовсе не пародия на Гусинского с Березовским, а чисто русский тип кинозлодея - олигарх. То ли дело чудаковатый, но мужественный очкарик Мамонтов - это уже не штамп жанрового кино, а собирательный персонаж:

"Мы снимали картину для большого экрана, для зрительской аудитории. Зритель вряд ли будет смотреть кино про упыря. Есть определенные законы, в том числе жанровые, в том числе зрительского восприятия, которые диктовали нам, что персонаж должен быть таким и определенные чувства жалости должен вызывать".

Определенные потребительские достоинства у режиссерской работы Эльдара Салаватова, ранее известного по боевику "Антикиллер 3", разумеется, есть, но все они утонут в грязном море полемики: был ли Мавроди хорошим или все-таки нет. Поразительный факт: 90-е годы оказались постфактум таким загадочным временем, что исторических разночтений в отношении этого периода сегодня больше, чем по поводу, скажем, петровских времен, не говоря о татаро-монгольском иге. Кинематограф разобраться не поможет. Он даст понять лишь одно: обманывать нашу публику по-прежнему легко - она ведь и сама обманываться рада. Или все-таки нет? Кассовые сборы покажут.