Систему безопасности на транспорте тестируют на пассажирах "Сапсанов"

Новая система безопасности начала действовать на железнодорожных вокзалах. Пока тщательному досмотру подвергаются только пассажиры поездов "Сапсан". Их вещи просвечивают рентгеном, проверяют газоанализаторами на радиацию и взрывчатку.

Новая система безопасности начала действовать на железнодорожных вокзалах. Пока тщательному досмотру подвергаются только пассажиры поездов "Сапсан". Их вещи просвечивают рентгеном, проверяют газоанализаторами на радиацию и взрывчатку.

"Пожалуйста на проверку сумочку", – требует сотрудник службы безопасности.

Сканер не ошибся: в багаже пистолет. Ничего особенного, на оружие имеется разрешение. Удивительно другое – это сумка пассажира поезда, которых в России еще никогда так тщательно не проверяли. За неполный день, что сканер работал на Ленинградском вокзале Москвы, немало любопытного нашлось в ручной клади интеллигентных пассажиров "Сапсана".

"Два пистолета, один магазин с патронами, ружье в упаковке – все это было отправлено на досмотр милиции", – рассказывает Василий Миркотан, технический специалист компании по производству досмотрового оборудования.

Своеобразная "чистая зона" появилась и на Московском вокзале в Петербурге. На транспортную безопасность всего за 4 месяца в РЖД уже потратили колоссальные деньги.

"За 1-й квартал было затрачено 1,5 миллиарда рублей на приобретение 180 металлодетекторных рамок", – сообщает и.о. начальника Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов Валерий Никитин.

За тем, как работают досмотровые комплексы на столичном вокзале, наблюдал и президент госмонополии Владимир Якунин. Особая гордость железнодорожников – комплекс "Сокол". От такого энтероскопа не то что шила в мешке, пластикового пистолета в ноутбуке не спрячешь.

Багаж не только просвечивается рентгеновским излучением, когда на мониторе видна своеобразная тень предметов, но и подвергается обратно-рассеянному излучению – это как смотреться в зеркало и видеть внутренние органы.

В комплекс досмотрового оборудования вошла еще и портативная рентгеновская установка для проверки бесхозных вещей. Правда, оценить ее прелесть не удалось. Слишком вредным оказался девайс.

"Предположим, мой рюкзак – бесхозно забытая вещь. Что с ним дальше происходит? Берется компьютер, запускается просвечивание. Запускайте. Сейчас нельзя, необходимо обеспечить зону, свободную от людей. Рентгеновское излучение, не стоит людей лишний раз облучать", – объясняет Василий Сень, главный инженер компании по производству досмотрового оборудования.

Прибор, напоминающий автомобильный пылесос, – это портативный газоанализатор. Распознает до 30 видов взрывчатых веществ. Впрочем, для верности его страхует собака.

Правда, сработал он не сразу – это тестовый образец, и притом довольно старый. Но с третьей попытки прибор все же учуял взрывчатку.

Досмотровый павильон оборудовали и радиационными газоанализаторами. Помимо стандартной рамки металлодетектора багаж каждого пассажира "Сапсана" проверяет газоанализатор на наличие радиоактивных веществ. В моем рюкзаке ничего радиоактивного не оказалось, иначе бы загорелся красный свет, а я наверняка попал бы в криминальную хронику.

А этот человек едва ли не каждый день ходит с радиоактивным цезием в руке мимо этой системы. Все науки ради. В Дубне тестируют устройство, которое как магнит притягивает к себе радиацию.

"Это маленький кристалл сцинтиллятора, который еще требует дополнительной обработки", – поясняет Михаил Хвастунов, конструктор аппаратуры радиационного контроля.

Сам по себе сцинтиллятор в общем-то бесполезен. Но в паре с фотоэлектронным умножителем творит чудеса. Хотя и не сразу.
Как только система срабатывает, изображение выводится на монитор с точностью до секунды. Сервер, где сохраняется запись, автономен настолько, что даже действия оператора ему до лампочки, точнее до светодиода.

"Все данные сохраняются в энергонезависимом хранилище, и оператор не может ничего подкорректировать", – рассказывает Валерий Рымшин, главный инженер научно-производственного центра по разработке аппаратуры радиационного контроля.

Подобные комплексы появились пока на двух вокзалах столиц и работают лишь на один поезд – "Сапсан". Но уже сейчас пассажирам двух столиц рекомендуют прибывать на вокзал заранее.