Рассекречена причина гибели Юрия Гагарина

Рассекречена причина гибели Юрия Гагарина
Самолет Гагарина мог разбиться из-за выполнения чересчур резкого маневра. За разъяснениями "Вести ФМ" обратились к президенту фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженному пилоту СССР Олегу Смирнову.

Самолет Гагарина мог разбиться из-за выполнения чересчур резкого маневра. Такие данные привел сегодня начальник департамента по обеспечению деятельности архива президента России Александр Степанов на специальной пресс-конференции. Согласно материалам расследования, наиболее вероятная причина катастрофы – "выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности", - сказал Степанов, цитируя рассекреченный документ. За разъяснениями "Вести ФМ" обратились к президенту фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженному пилоту СССР Олегу Смирнову.

"Вести ФМ": Что это за маневр и считается ли он опасным сейчас?

Смирнов: Дело в том, что как только 12 апреля приближается, так возникают вот эти новые домыслы относительно этого печального события, катастрофы нашего первого космонавта. Дело в том, что шар-зонд уже фигурировал как одна из возможных причин гибели вот этого состава – космонавта и командира корабля. Дело в том, что шар-зонд - это очень рутинная работа и явление в системе гражданской авиации, в метеослужбе. Он применяется в различных целях. Первое – по метеонуждам. То есть метеостанция запускает и сейчас ежедневно, ежесуточно, круглосуточно шары-зонды в атмосферу, которые делают анализ вертикального разреза атмосфера – по давлению температуры, высоте облаков, влажности воздуха, грозовым явлениям, скорости ветра и так далее, то есть всю картинку рисует объективно. Эти шары-зонды запускаются в известных зонах, в пилотажные зоны они не выпускаются, но не исключено, конечно, попадание, потому что они не управляются, а летят только по ветру, под воздействием силы ветра. Двигателей у них нет, они держатся за счет наполнения этих шаров веществом, которое по весу легче воздуха, за счет этого они держатся.

"Вести ФМ": В документах говорится о резкости маневра самолета Гагарина для отворота от этого самого шара-зонда. Похоже, да?

Смирнов: Да, если это был в самом деле шар-зонд, при этом шары-зонды могут быть и спецназначения, к которым прикрепляется такое весомое оборудование – металлическое – передатчики всякие, объективы и прочее. И, конечно, столкновение с самолетом нежелательно. Но для такого самолета, как МиГ-15, столкновение с таким шаром-зондом практически не может быть причиной катастрофы, потому что там могут быть неприятности по отказу двигателя. На МиГ-15 был один двигатель, и если залетит шар-зонд внутрь двигателя, то там может быть все что угодно. И разрушение двигателя, и остановка двигателя, и так далее. Но это не является причиной катастрофы, потому что все пилоты – военные и гражданские - обучены сажать самолеты безопасно при всех отказавших двигателях.

"Вести ФМ": А что думаете по поводу второй версии, о которой говорили сегодня на пресс-конференции, что "маневр был резким для предотвращения попадания в верхний край первого слоя облачности"?

Смирнов: Это тоже. Все резкие маневры на подобных летательных аппаратах, на любом самолете - это нежелательное явление, потому что пилотирование – это аксиома, оно может быть энергичным, но не резким. Потому что самолет держится только на эфемерной подъемной силе.

"Вести ФМ": То есть квалификацию Юрия Гагарина, наверно, сомнению мы не подвергаем?

Смирнов: Ну, конечно. Там и второй пилот был очень опытный.

Интервью с Олегом Смирновым слушайте в аудиофайле.