90-е сотрясут кинематограф. "Кино" с Антоном Долиным

Самой ли кассовой, пока неведомо, но уж точно самой нашумевшей премьерой этой недели стала экранизация режиссером Юрием Кара "Мастера и Маргариты" - главного романа Михаила Булгакова и одного из важнейших романов ХХ века. Осуществлена она была аж в 1994 году.

Самой ли кассовой, пока неведомо, но уж точно самой нашумевшей премьерой этой недели стала экранизация режиссером Юрием Кара "Мастера и Маргариты" - главного романа Михаила Булгакова и одного из важнейших романов ХХ века. Осуществлена она была аж в 1994 году, но из-за разногласий режиссера с продюсерами и других мелких неурядиц легла на полку, откуда встала только сейчас.

Результат производит двоякое впечатление. С одной стороны, несмотря на внушительный по тем временам бюджет, самодеятельные спецэффекты и явные следы поспешности в монтаже – режиссерскую четырехчасовую версию срочно сокращали до неполных двух часов – кино смотрится безотрывно. Да, эта иллюстрация гениального текста предсказуемо грешит китчем, однако отдельные актеры играют блестяще – в частности, совсем молодой Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного, Виктор Раков в роли Мастера или неожиданно пришедшийся ко двору Николай Бурляев – Иешуа.

С другой стороны, участие ныне покойных Виктора Павлова, Спартака Мишулина, а особенно – сыгравшего Понтия Пилата Михаила Ульянова, и вовсе превращают этого "Мастера и Маргариту" в ценный музейно-исторический экспонат. К этому же тезису – последний немаловажный факт: предсмертный превосходный саундтрек от Альфреда Шнитке.

А теперь – свежий фильм и опять отечественный, и опять тесно связанный с 1990-ми: "ПираМММида" - история АО "МММ" и его основателя Сергея Мавроди, превращенная на экране в остросюжетный триллер. Отвечали за этот недурной, в самом деле, замысел продюсеры картин "Любовь в большом городе" и "Гитлер капут", только вот исполнение подкачало.

По версии режиссера "Антикиллера 3" Эльдара Салаватова, Мавроди – названный в координатах фильма Мамонтовым – был эдаким Робин Гудом, который искренне мечтал превратить Россию из сырьевого придатка Запада в экономический центр мира. Да вот только вялое правительство и продажные банкиры помешали. В исполнении Алексея Серебрякова фраза "Я Россией не торгую" звучит так прочувствовано, что почти начинаешь верить Мавроди – хорошо, что единственными деньгами, которые вы гарантированно заплатите за это надувательство, будет плата за билет в кино.

Федор Бондарчук очень убедительно сыграл собирательный образ банкира-мерзавца, который помогает американцам развалить Россию, да и вообще, с кастингом тут полный порядок. А вот с идеями – такой кавардак, что надеяться остается только на традиционную амнезию отходчивого русского народа: в противном случае, бывшие обманутые вкладчики наверняка разнесли бы кинотеатры, где будут показывать этот неоспоримо фальшивый фильм, на мелкую пыль.

А вообще самое тут любопытное – нежданно-негаданно возникший новый тренд, который можно было бы назвать апрельским: мода на кинематографические 1990-е – бесстыжие и бесшабашные, эстетическим воплощением которых может служить "Мастер и Маргарита", а идейным – героический боевик "ПираМММида". Это еще что – через неделю на экран после пятилетней задержки все-таки выйдет "Дженерейшн П", оно же "Поколение П" Виктора Гинзбурга по мотивам одноименного романа Виктора Пелевина. Кто не помнит, та книга как раз была своеобразным гимном и итогом 1990-х. Ждать осталось совсем недолго.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"