История вокруг Банка Москвы напоминает сериал. "Экономический подъем" с Александром Кареевским

Главной экономической темой недели стала история с президентом Банка Москвы - Андреем Бородиным. Только за минувшую пятницу в истории покупки Банка Москвы случилась цепь значимых событий. ВТБ объявил о консолидации 70% голосующих акций в свою пользу.

Главной экономической темой недели стала история с президентом Банка Москвы - Андреем Бородиным. Только за минувшую пятницу в истории покупки Банка Москвы случилась цепь значимых событий. ВТБ объявил о консолидации 70% голосующих акций в свою пользу. Затем прежние топ-менеджеры Банка Москвы - Бородин и Алалуев - объявили о продаже своего пакета акций банка стороннему инвестору. Экономические итоги этой недели Елена Щедрунова обсуждала с экономическим обозревателем телеканала "Россия 24" Александром Кареевским в студии радио "Вести ФМ".

Кареевский: Здравствуйте.

Щедрунова: Подводим экономические итоги недели. Начнем с внутренних новостей.

Кареевский: Ты опять про Банк Москвы будешь спрашивать?

Щедрунова: Я про Банк Москвы. Саша, это уже напоминает мыльную оперу, потому что там какие-то интриги уже начинаются: сиделец в Лондоне, который оттуда собирался банком руководить; потом выясняется, что он свои акции продал ВТБ; потом выясняется, что не ВТБ… То есть вот это настоящая мыльная опера, за которой, наверное, специалистам следить не очень интересно.

Кареевский: Честно – да, не очень.

Щедрунова: Да? Но при этом именно новости, касающиеся Банка Москвы, занимают большую часть информационного времени (если это информационные новости, именно бизнес-новости). Более того, Костин выступал, глава ВТБ, на рабочей встрече с руководством Банка Москвы. То есть, скажи одну только вещь: по твоему ощущению, какое событие должно дать понять тем, кто следит или вынужден следить за этим, что наступил всё-таки конец истории?

Кареевский: Давай так по порядку. Во-первых, когда я говорю "не интересно", я имею в виду с точки зрения анализа, как влияния на финансовые рынки, на акции ВТБ, на макроэкономическую ситуацию в этом смысле.

Щедрунова: На рынок.

Кареевский: Поэтому я думаю, что здесь сама по себе бизнес-история, она интересна. Часто в бизнес-новостях по всему миру - слияние и поглощение компаний, особенно так называемое враждебное поглощение, то есть без согласия, когда компании и акции, допустим, скупаются на бирже, перекупаются у других владельцев, то есть без согласия существующих владельцев. Это, к сожалению или там к радости, я уж не знаю, есть такая практика международная, это не российское какое-то ноу-хау в данном случае. У нас, конечно, всегда это обставляется некими драматическими моментами, и где-то политику кто-то искать начинает. Я не буду этих вопросов касаться.

Щедрунова: Да, бизнес-история.

Кареевский: Что касается чисто бизнес-истории, то понятно, что крупный банк поглощает тоже не очень мелкий банк, который имеет системообразующее значение для крупного, главного нашего региона, как Москва. Поэтому понятно, что такие вещи не происходят часто гладко. Мы, например, знаем историю даже не просто поглощения, а частичной сделки BP и Роснефти. Там тоже есть своя история, которая продолжалась тоже на этой неделе, между прочим.

Щедрунова: Да?

Кареевский: Но это совершенно разные немножко вещи.

Щедрунова: Кстати, многие говорят о том, что уж коли тут приплетают политику и власти в историю с Банком Москвы, почему тогда политика и власть никак не всплывают в истории Роснефти и BP? То есть понимаешь, да, это уже другая история, но люди, которые следят и за тем, и за тем, говорят: слушайте, вроде как должно быть похоже, а не похоже. Вернемся к Банку Москвы.

Кареевский: Лена, смотри, любые крупные компании имеют отчасти политическое значение в любой стране.

Щедрунова: Все, что с ними происходит, да.

Кареевский: Что с ними происходит. Они слишком крупные, чтобы не иметь такого значения. Это не какая-то булочная с другой булочной объединяется, это серьезные вещи. Поэтому, естественно, это происходит на политическом уровне. Как правило, здесь очень много бывает всегда нюансов: то специальное есть разрешение правительства, то нет. И так далее, и тому подобное. В данном случае, опять же я не хочу сказать, что нет какой-то политической составляющей, я просто говорю, что есть по определению эта политическая составляющая в таких крупных сделках.

Поэтому если посмотреть опять же на бизнес и ответить на твой вопрос, я думаю, что это было ключевое заявление на этой неделе. Это опять же, я не думаю, что это окончательное заявление, но это заявление руководства ВТБ о том, что они не будут выкупать доли у миноритариев, не все. То есть уже 70 процентов есть, а остальные 30 они не обязаны выкупать. На самом деле блок-пакет – да, он имеет место быть. Но уже соответственно вот тот пакет, который есть сейчас у ВТБ, который они собрали, условно говоря, позволил им, как я понимаю, поставить своего руководителя.

Щедрунова: Во всяком случае, они сказали, что одобрена эта кандидатура, и она, я так понимаю, будет предложена просто на собрании акционеров. И одобрена, вроде как. Забегая вперед, да.

Кареевский: Я уже упрощаю эти юридические процедуры. Был интересный момент, что уже часть клиентов Банка Москвы будет обслуживаться в ВТБ. Так что интеграция уже идет по факту.

Щедрунова: Ты имеешь в виду крупных клиентов, да?

Кареевский: Конечно. То есть уже интеграция де-факто идет. Я думаю, что, наверное, эта неделя была некой переломной.

Эфир программы "Экономический подъем" слушайте в аудиофайлах