Дышащие стельки пришли к нам из космоса. Интервью с Михаилом Гениным

Дышащие стельки пришли к нам из космоса. Интервью с Михаилом Гениным
Прошло уже 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Теперь полёты происходят регулярно, более того - развивается космический туризм. На околоземной орбите находятся несколько сотен спутников, обеспечивающих не только военные нужды, но и работу навигаторов.

Прошло уже 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Теперь полёты происходят регулярно, более того - развивается космический туризм. На околоземной орбите находятся несколько сотен спутников, обеспечивающих не только военные нужды, но и работу навигаторов, которыми пользуются жители городов нашей планеты. Что принёс человечеству тот самый - первый - полёт человека в космос? И насколько в техническом плане изменилась наша жизнь спустя полвека со дня начала освоения космоса человеком? Об этом Александр Андреев беседовал с экспертом по цифровым технологиям Михаилом Гениным в студии радио "Вести ФМ".

Андреев: Вы слушаете радио "Вести ФМ". У микрофона Александр Андреев. И у нас в гостях эксперт по цифровым технологиям Михаил Генин. Михаил, здравствуйте.

Генин: Добрый день.

Андреев: 50 лет первому полету человека в космос будем отмечать мы уже на следующей неделе. И, безусловно, это, наверное, дата, которая позволяет нам обсудить, что принес человеку космос, чего мы добились, и, вообще, зачем это было нужно. Потому что до сих пор есть люди, которые говорят, что не полетели бы, и жить было бы гораздо лучше.

Генин: Честно говоря, "не полетели бы, и жить было бы гораздо лучше" – очень спорный вопрос, потому что непонятно, кому космос мешает.

Андреев: А сколько денег-то мы тратим! Ведь можно же было потратить их на что-то еще.

Генин: Деньги не наши. Как обычно, каждый раз, когда возникает вопрос о том, что деньги можно было потратить на что-то еще, понимаешь, что на тебя-то их как раз бы и не потратили все равно. Поэтому жалеть их не стоит. На самом деле космос, если уж мы говорим о нем глобально и подводим какие-то итоги 50 лет освоения этой самой целины, дал нам, конечно, очень много. Огромное количество технологий так или иначе завязано на космос.

Понятно, что есть какие-то банальные вещи, которые у всех на слуху. Есть вещи и не самые банальные, о чем мы можем поговорить чуть подробнее. На самом деле это все настолько забавно. Это касается, в принципе, не только космоса, а в том числе военных технологий. Например, Интернет – это военное изобретение, многие вещи – военное изобретение. С космосом это тоже очень забавно.

Где-то года полтора, наверное, назад НАСА открыло у себя на сайте (они вообще любят всякие такие популистские шаги, на сайте вывешивают кучу разных развлекательных вещей), сделали такой кусок, очень большой, красивый, на флэше, с мультиками и так далее, где показаны всяческие аспекты нашей жизни, какие-то совершенно банальные бытовые предметы, и написана предыстория о том, как они все пошли из космических технологий. Проверить это, конечно, невозможно.

То есть про любую вещь можно написать, что на самом деле когда-то давно ее изобрели для того, чтобы ее надел Нил Армстронг или Юрий Гагарин. Нам остается верить им на слово, потому что истории, правда, красивые. Вот, например, про того же Армстронга говорят, что он был первый человек, который надел туда, на Луну, дышащие стельки. Вот, представляете, это была космическая разработка – специальные дышащие стельки, чтобы в скафандре ноги не потели.

Андреев: Это можно представить, сколько они стоили тогда, а сейчас, в общем-то, они доступны любому, если не брать жителей Центральной Африки.

Генин: В общем, да. Но это касается любой новой технологии. Сначала все начинается за безумные деньги в космосе, потом за чуть менее безумные деньги это делают себе, видимо, военные. Потом за еще менее безумные деньги это покупают энтузиасты, а потом это становится масс-маркетом, на который все не обращают внимания.

Андреев: Мне кажется, по поводу стелек все-таки можно поспорить. Положить обычные такие войлочные, и все равно хорошо. А без чего мы бы действительно не могли обойтись без космоса?

Генин: Понятно, что это все вещи, которые так или иначе сейчас космос использует: спутниковые технологии. Это на самом деле и навигация, и телевидение.

Андреев: Я знаю.  Телевидение в первую очередь, наверное. Без 100 каналов как же можно?

Генин: Что уж тут и говорить. 100 каналов – это для нас. Как раз для жителей разных отдаленных областей нашей родины это может быть и несколько каналов всего, но которые тоже к ним через спутник идут. Может казаться, что к вам-то в дом телевидение приходит как раз по кабелю, но на самом деле до этого кабеля оно по спутнику приходит. Тут уж никак не поспоришь. С навигацией то же самое. Тут обсуждать даже нечего: нету спутников – нет навигации. Это штука, которая только на космос ориентируется, что GPS, что наш ГЛОНАСС пресловутый и многострадальный.

Андреев: Но все-таки это для продвинутых пользователей, что касается GPS и ГЛОНАСС. Навигаторы – еще ладно, здесь как-то, наверное, большему кругу людей они будут понятны, я имею в виду автомобильные навигаторы.

Генин: Автомобильные навигаторы – да, это те же самые GPS и ГЛОНАСС, как ни странно, точнее на 99,9 процентов – это GPS. И для тех энтузиастов, которые купили первые ГЛОНАСС-навигаторы, - это ГЛОНАСС. На прошлой неделе в продажу поступили первые телефоны с ГЛОНАСС, которые, правда, говорят, не очень хорошо работают пока. Это те самые, которые с iPhone сравнивали при показе нашему премьер-министру.

Интервью с Михаилом Гениным слушайте в аудиофайлах 

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"