"Квит на Квит". Комедия о пробужденной совести вышла на сцену театра Маяковского

В театре имени Маяковского – премьера. Проходит она в экстремальных условиях: без режиссёра – Юрий Йоффе слёг с воспалением лёгких, и без худрука – Сергей Арцибашев в конце марта подал в отставку после того, как группа актёров обратилась к нему с рядом претензий. Место худрука до сих пор не занято.

В театре имени Маяковского – премьера. Проходит она в экстремальных условиях: без режиссёра – Юрий Йоффе слёг с воспалением лёгких, и без худрука – Сергей Арцибашев в конце марта подал в отставку после того, как группа актёров обратилась к нему с рядом претензий. Освободившееся место до сих пор не занято.

"Когда я пришла в этот театр, я увидела лишённых амбиций, усталых людей. И вот сейчас, именно за счёт того, что никто нас не напрягает, все собрались, объединились. И это очень дорого. Это жизнь. Таким должен быть театр", – восклицает актриса Мария Бурляева.

А ещё театр должен не бояться экспериментировать. Ставить не только беспроигрышных Чехова, Шекспира, Островского, но и, например, Александра Будищева. Его если и знают, то только как автора стихов знаменитого романса "Калитка". А его романы не то, что на сцену никогда не переносили, почти все актеры, занятые в спектакле, признались – до этой работы его никогда даже не читали.

"Я знал, что у него есть несколько фельетонов, небольших рассказов. Он был подражателем Чехова. У него несколько произведений, где он совершенно откровенно, не стесняясь того, подражал Достоевскому", – рассказывает об авторе романа "Пробуждённая совесть", поэте и писателе конца XIX века Александре Будищеве заслуженный артист России Евгений Парамонов.

"Пробуждённая совесть" – роман Будищева, который в афише театра имени Маяковского получил название "Квит на квит". Это тоже во многом подражание Достоевскому. Здесь и преступление, и наказание. И тоже из-за денег, которых не хватает, кажется, всегда и всем. В данном случае, главному герою – Пересветову.

- Ты просишь у меня взаймы? Тысячу рублей? Под 25%? Валерьян Сергеевич, родной, нет у меня таких денег.

За долги "продать" жену, позволить ей стать любовницей кредитора. Предложение, на которое герою, с одной стороны, нельзя согласиться, с другой – у него нет возможности отказаться.

- А придёте вы ко мне в кабинет, да сядете в кресло. Так, за единый взгляд ваш ласковый, за одну минуту – сейчас расписку на руки: проценты получил целиком и полностью.

Роман, написанный в начале XX века, не менее актуален и сегодня. В мире, где многое решают деньги, нередко приходится делать выбор между материальным и нравственным. И неважно, сидя в роскошном Bentley или на велосипеде.

"Сегодня, я думаю, существует достаточно много таких Пересветовых, которые готовы поступиться многим для того, чтобы достичь успеха в жизни", – считает режисёр-ассистент Александр Гнездилов.

Правда, иногда, достигнув успеха, почему-то приходишь к выводу – "Жизнь страшна". Эта пессимистичная фраза – последняя реплика в спектакле, жанр которого – комедия. По крайней мере, так написано в программке.