В Санкт-Петербурге с конвейера сошел карманный навигатор ГЛОНАСС

Освоение космоса принесло в повседневную жизнь массу новинок, которые на сегодняшний день уже воспринимаются как обыденные. Одна из них – система глобальной навигационной связи. Российский ГЛОНАСС, по мнению специалистов, точнее американской GPS. Однако пока зарубежный аналог выигрывает по цене.

Освоение космоса принесло в повседневную жизнь массу новинок, которые на сегодняшний день уже воспринимаются как обыденные. Одна из них – система глобальной навигационной связи. Российский ГЛОНАСС, по мнению специалистов, точнее американской GPS. Однако пока зарубежный аналог выигрывает по цене.

Дедушка современного навигатора в карман не влезет, да и на лобовом стекле смотреться будет странно. Модель тридцатилетней давности. Экскурсия по институту радионавигации и времени, что на машине времени путешествие. Прибор всё уменьшался и уменьшался, а возможности всё росли и росли.

"Пользуясь сотовым телефоном, вы не задумываетесь о том, что это ГЛОНАСС, пользуясь кредитной картой, вы не задумываетесь, что банковские операции осуществляются с использованием ГЛОНАСС. Произошла стыковка космического корабля "Альфа" с "Гагариным" и там тоже стоит ГЛОНАСС", – говорит Олег Осипов, главный инженер ОАО "Российский институт радионавигации и времени".

Настоящий технический интернационал. Робот японский, финский, немецкий трудятся над производством российского гаджета с на половину американской начинкой. Непримиримые конкуренты, и всё таки они вместе.

Взаимоотношения двух держав в сфере навигации всегда напоминали гонки, причём с препятствиями. На время операции "Буря в пустыне" заокеанские военные поменяли все коды для GPS. В результате, сотни тысяч людей по всему миру, на суше и на воде, в одну секунду перестали понимать куда двигаться. Тогда стало понятно, зависеть лучше только от своих спутников.

Военные российские навигаторы западным аналогам ни в чём не уступают. Такими же, согласно замыслу, должны быть и приборы на каждый день. Это первая партия карманных ГЛОНАССов. Каждый проверяют вручную. На фоне державных колоколов, на крыше института инженеры запускают национальную гордость.

"В России есть места, в которых GPS работает плохо. ГЛОНАСС покрывает всю территорию полностью", – объясняет Константин Петров, инженер ОАО "Российский институт радионавигации и времени".

Разницу между двумя системами можно заметить и в Петербурге. Таксист Михаил Ставров всю жизнь за рулём. А это инженер Петров, большую часть времени в лабораториях проводит. Сейчас они будут навигаторами мериться.

По широким улицам и проспектам спутники ведут одинаково уверенно. Однако если дом находится в, так называемом, кармане, неладное первым чует ГЛОНАСС. GPS уверен, что мы движемся по Наличной улице и формально прав, но детали его не интересуют. Между тем именно в деталях видит водительскую истину таксист Ставров.

"Есть такие карманы, что если промахнёшься то надо будет километр ехать до разворота и в этот же карман заезжать. Это время. А для таксиста, время — деньги", – говорит Михаил Ставров, водитель такси.

Точность – вежливость петербургских разработчиков. Понятно, что всего несколько метров, понятно, что мелочь. А ведь всё равно приятно. Российский прибор показывает, что мы находимся, собственно там, где находимся, а американский спутник говорит, что стоим на проезжей части.

Пока основное преимущество GPS-приборов заключается в цене. Их навигаторы давно поставлены на поток, и собираются в Азии, ГЛОНАСС-технику делают в России, чуть ли не штучно, а следовательно дорого. Готовы ли потребители переплачивать за сверхточность, и сколько действительно стоит навигационный патриотизм, покажут ближайшие месяцы.