Турфирмы смогут проверять клиентов на наличие долгов

В СМИ появилась информация о том, что турфирмы будут предлагать туристам проверить еще до покупки путевки, не закрыты ли для них границы из-за непогашенных долгов.

В СМИ появилась информация о том, что турфирмы будут предлагать туристам проверить еще до покупки путевки, не закрыты ли для них границы из-за непогашенных долгов. До последнего времени нередки были ситуации, когда путешественники только на паспортном контроле узнают о долгах, не пускающих за границу. На прямой связи со студией "Вестей ФМ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

"Вести ФМ": Решение уже принято или это на уровне идеи?

Ломидзе: Нет, решение уже принято и реализовано в некоторых туристических компаниях Санкт-Петербурга, но оно немножко странное, промежуточное. На сайтах компаний будет размещена ссылка на сайт судебных приставов, потребитель в свою очередь может проверить, входит ли он в число должников. Но, по нашим данным, пока ни на одном сайте туристической компании такой ссылки нет, о готовности разместить ее сообщили уже многие компании Петербурга. Важно, что это новшество касается Петербурга и некоторых городов Северо-западного региона и не распространяется на все остальные компании.

"Вести ФМ": А что, проблема действительно наболела, много туристов не пускали за границу?

Ломидзе: В Петербурге порядка двух тысяч человек за 2010 год не смогли воспользоваться отпуском из-за того, что они были в числе должников. Это достаточно существенная цифра, поэтому туристические компании с удовольствием восприняли эту инициативу.

"Вести ФМ": Две тысячи человек купили путевку, приехали в аэропорт, а им сказали: "Извините, до свидания, езжайте домой"?

Ломидзе: Да.

"Вести ФМ": И естественно, деньги огни не смогли вернуть?

Ломидзе: Естественно, не смогли.

"Вести ФМ": А страховка от невыезда не распространится в таких случаях?

Ломидзе: Нет. Страховка от невыезда не предполагает этот случай.

"Вести ФМ": Но речь пока идет о размещении ссылок на сайтах туроператоров, или они сами будут как-то помогать, пробивать, что называется, эту информацию о долгах?

Ломидзе: Если на это будет письменное заявление потребителя, то туристическая компания сама может это посмотреть, но, в принципе, это вопрос, касающийся передачи персональных данных и достаточно деликатный, поэтому главное, чтобы у потребителя была возможность самостоятельно это сделать. Если он хочет поручить это в туристической компании, то такая возможность есть. Это надо как-то письменно зафиксировать.

"Вести ФМ": А если турист, допустим, проверил, узнал, что у него есть долги, но все равно решил рискнуть поехать. Туроператоры продадут ему путевку или скажут: нет, извините, вы не выездной?

Ломидзе: Туристическая компания не может ему не продать путевку, потому что он должник. Она обязана предупредить, если она знает об этом, она обязана предупредить, что возможны проблемы на границе, но с полным понимаем последствий, что никто не вернет ему полностью стоимость тура.

"Вести ФМ": Вы сказали, что это на Северо-Западный регион распространяется? А почему? Опыт на другие регионы планируется распространить в дальнейшем или нет?

Ломидзе: Нигде не была проявлена подобная инициатива. Мы примерно год назад писали в Службу судебных приставов просьбу разрешить нашим компаниям получить доступ к этим данным и предоставлять под запрос клиента, чтобы не компания имела этот доступ, чтобы под запрос клиента можно было такие данные получить. Но тогда Служба судебных приставов нам официально в письменном виде ответила, что у нее будет собственный сайт, на котором будет размещена эта информация обо всех должниках. Видимо, сейчас сайт заработал, и как раз инициатива назрела в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном регионе, и эти две инициативы совпали.

Комментарий Майи Ломидзе слушайте в аудиофайле