Школьный призыв-2011 прошел сумбурно и скандально

Итоги зачисления в школы Москвы отменять не станут - заявили в департаменте образования Москвы - несмотря на то, что Мосгорсуд признал новые правила приёма первоклассников в столичные учебные заведения незаконными.

Итоги зачисления в школы Москвы отменять не станут - заявили в департаменте образования Москвы - несмотря на то, что Мосгорсуд признал новые правила приёма первоклассников в столичные учебные заведения незаконными. Не так давно Москва ввела "территориальный" принцип записи в первый класс: отдала преимущество детям, которые рядом со школой живут. То есть сначала из микрорайона, а потом все остальные. Это вызвало недовольство многих родителей. Их поддержала прокуратура, а её в свою очередь Мосгорсуд, который и отменил "новые" правила.

За судебными "школьными" коллизиями наблюдала корреспондент радио "Вести ФМ" Ксения Крихели

Крихели: Амалия была уверена, что её сын в сентябре пойдет в школу, которая прямо возле дома. Учебное заведение хорошее, давно славится на весь район

Амалия: Я же не виновата, что престижная школа у меня под носом. Позвонила туда за четыре месяца до записи детей в первый класс. Меня спросили, где я прописана. Я сказала, что здесь, в этом микрорайоне. Мне ответили - без проблем, приходите 1 апреля - запишем . Накануне этого дня мне позвонила соседка и сказала, что школу уже штурмуют . Я выглянула в окно и увидела огромную толпу родителей. Когда я спустилась к школе - выяснилось, что желающих попасть больше сотни - меня записали 73, а набор был всего 50 человек. Естественно, мы не попали. Говорили, что списки были составлены задолго до приёма детей в школу.

Крихели: Теперь у Амалии есть выбор - либо водить сына через три дороги в школу в 20-ти минутах от дома, либо пойти на компромисс с директором школы.

Амалия: Директор мне предложила отдать ребёнка в подготовительный класс за деньги и тогда поступление на следующий год в первый класс уже гарантировано.

Крихели: А ведь новые правила приёма детей в первый класс Мосгордума и столичный департамент образования приняли как раз для таких, как Амалия. Сначала записывают детей, которые живут рядом со школой, и тех, у кого там уже учатся братья и сёстры, а потом уже всех остальных на свободные места.

Прокурор Москвы Юрий Сёмин не одобрил нововведение и подал иск. Мосгорсуд его удовлетворил. Жёсткую позицию на суде сформулировала представитель прокуратуры Елена Лазарева.

Лазарева: Принцип такой очередности нарушает конституционные права граждан на доступность образования.

Крихели: Однако с этим совершенно не согласны в столичном департаменте образования - представитель этого ведомства Марина Семёнова говорит, что права школьников и их родителей не нарушались, а суть поправок сводится к социальным гарантиям.

Семёнова: Никто никому в приёме в школу не отказывает и не имеет на это права, это происходит только в том случае, если в учебном заведении уже нет свободных мест. Новые правила, наоборот, защищают родителей и их детей от школьного произвола.

Крихели: Новые правила вызвали возмущение и многих родителей, для которых большее значение имеет фактор престижности школы, нежели её территориальное расположение. В хорошие школы попасть действительно трудно - признают в департаменте образования Москвы и Мосгордуме, говорит представитель столичной законодательной власти Александра Тимашева.

Тимашева: В московских школах на всех первоклассников мест хватает, их даже больше, чем нужно, ну допустим, 83 тысячи мест, а первоклассников у нас 80 тысяч. Проблем нет. Проблема лишь в том, что все хотят в одно место, то есть престижное, в Москве таких примерно 50 школ и там, конечно, конкурс.

Крихели: Кстати, многие школы в этом году, несмотря на приказ департамента образования, набирали в первый класс отнюдь не по территориальному признаку. В ход шёл принцип "кто первый вошёл - того и тапочки" или кто сумел "договориться" с руководством школы. Так было всегда. Да и родственный принцип - вовсе не тот, который декларирует департамент образования (имея в виду - если кто-то из братьев или сестер уже учится в данной школе, а совсем другой: "сват-брат, тетя-дядя") в престижных учебных заведениях никто не отменял. Нынешний "школьный призыв" получился сумбурным, судебным, скандальным. На бумаге победили конституционные права на образование и его доступность. На деле же, многим родителям это наверняка известно, побеждают совсем другие правила игры.