В Кремле покажут самоцветные сокровища России. Интервью с Татьяной Мунтян

В зале Успенской звонницы музеев Московского Кремля проходит выставка под названием "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России".

В зале Успенской звонницы музеев Московского Кремля проходит выставка под названием "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России". Имя Карла Фаберже прочно ассоциируется с пасхальными яйцами, богато украшенными драгоценными камнями и золотом, которые мастер специально делал для российского императорского двора. Однако на нынешней выставке в Кремле представлены не только прославленные шедевры великого придворного ювелира, но и работы уральских камнерезов, во многом вдохновивших Карла Фаберже. О популярности Фаберже и его влиянии на зарубежных ювелиров в интервью радиостанции "Вести ФМ" рассказала куратор выставки, искусствовед, хранитель коллекции российских ювелирных домов Татьяна Мунтян. Беседу вела культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.

Кочарова: Карл Фаберже – безусловно, имя, на которое реагируют все. Почему к нему всегда безумный интерес?

Мунтян: Ну, потому, что Карл Фаберже в своем творчестве, наверное, единственный из русских ювелиров объял все виды, все отрасли, все направления и, даже можно сказать, все оттенки ювелирного золотосеребряного и даже камнерезного дела. И вот именно Фаберже-камнерез нас волновал на этом проекте.

Кочарова: То есть вы выставляете не все яйца Фаберже, которые есть у вас в коллекции?

Мунтян: Нет, не все, мы выставляем половину. И это только те яйца, которые созданы из самоцветных камней, из твердых каменных пород.

Кочарова: Значит ли это, что эти яйца не столь шикарно, может быть, выглядят, как мы привыкли? Потому что Фаберже – это такой всегда несколько напоказ, стиль яркий, богатый.

Мунтян: Это совершенно не так, потому что Фаберже ценил камни не за их стоимость, не за то, что они драгоценные или, напротив, поделочные, а ценил за тот декоративный эффект, который можно было добиться от камня. И в этом отличие Фаберже, может быть, от некоторых современников. Он противопоставлял себя даже фирмам Картье и Тиффани и говорил: я ценю вещь не за то, сколько в ней бриллиантов и жемчугов, а за идею и за художественную работу, и говорил, что он не торговец, а художник. Поэтому Фаберже мог извлекать удивительный эффект из поделочных твердых пород и изготавливать из халцедона, из горного хрусталя удивительные по своему эффекту произведения.

Кочарова: Поделочные породы – расшифруйте, что это такое, вот какие камни?

Мунтян: Это то, что академик Ферсман называл камнями-самоцветами, которые ценят за их самый цвет, за красоту и декоративность. Прежде всего, это, конечно, гордость уральских, алтайских, сибирских недр – это наши удивительные родониты, это наш несравненный по цвету густой шпинатный нефрит, который отличается от всех нефритов мира. Это, безусловно, самый лучший в мире орлец, то есть родонит, с его вишневой ярко-розовой поверхностью, который, как писали, не уступал и рубину, хотя он не драгоценный камень. И это, безусловно, все пестроцветное богатство знаменитых уральских яшм. Ну и, безусловно, такие камни, как агаты, халцедоны, граниты. У нас даже будет вещь с включением золотоносного кварца и самородной меди, то есть вся-вся палитра твердых пород.

Кочарова: Ну вот вы называете эти камни, и сегодня мы, может быть, в силу своего какого-то незнания или, может быть, неразвитого вкуса, не очень ценим эти камни, как-то это считается, знаете, уже какой-то второй уровень. С чем это связано? Я так понимаю, что во времена Фаберже, в конце 19-го – начале 20-го века эти камни действительно очень ценились. А сегодня как-то их статус, скажем так, принижен оказался.

Мунтян: Ну, это смотря для каких категорий, так сказать, зрителей, потребителей и клиентов. Конечно, люди очень богатые предпочтут бриллиант, может быть, всем камням. Может быть, предпочтут рубин – один из самых редких драгоценных камней. Но люди, которые ценят камни за красоту, а не за стоимость, в России традиционно любили аквамарины, аметисты, нефриты. Сейчас, может быть, из-за того, что немножко отошло на второй план наше современное ювелирное творчество и наш рынок заполонили иностранные бренды, может быть, чуть-чуть забыли, но все равно любят, все равно ценят. И достаточно прийти на ювелирные выставки, такие, как "Мир камня", и вы увидите массу народа, который интересуются вот этими удивительными российскими самоцветами – топазами, аквамаринами. Эти камни всегда будут популярны в России.

Полностью интервью с Татьяной Мунтян слушайте в аудиофайле  

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"