Microsoft внедряет в России "школы будущего"

Разработчики современных компьютерных систем доказывают: если изменить некоторые подходы к системе образования, дети будут спешить на уроки и развиваться быстрее. Эксперимент под названием "Школа будущего" уже внедрен в одном из образовательных учреждений в Петербурге.

Разработчики современных компьютерных систем доказывают: если изменить некоторые подходы к системе образования, дети будут спешить на уроки и развиваться быстрее. Эксперимент под названием "Школа будущего" уже внедрен в одном из образовательных учреждений в Петербурге.

Хочешь узнать о Елисейских полях в Париже, а может, о Древнем Колизее в Риме или о соборе Василия Блаженного в Москве? В петербургской школе №550 новые технологии пришли на помощь учителю истории. За считаные секунды компьютерная программа переносит весь класс из одной исторической столицы в другую, из времен Древней Руси – в эпоху расцвета Ренессанса. Здесь выстраивают "Школу будущего". Пока только в качестве небольшого эксперимента, но с большими перспективами.

"Сегодня школа перестала быть той единственной реальностью, в которой происходит обучение. Ребенок с самого начала живет в потоке информации, с самого начала он играет в компьютерные игры. С самого начала новое поколение пользуется умными устройствами, и поверьте, оно делает это не хуже, а лучше взрослого поколения", – говорит Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования.

Чтобы догнать ребенка, родившегося в мире компьютеров, мобильных телефонов и Интернета, высокотехнологичные корпорации предлагают взглянуть на учебный процесс по-новому. "Школа будущего" в их представлении должна перейти от классно-урочной системы, в которой ребенок лишь часть большого школьного коллектива, к зачётно–модульной. В ней ученик не привязан к классу, ему предложат индивидуальное расписание, собственную шкалу оценки, поставят стратегические задачи и будут контролировать. Похожую модель использует бизнес.

"Главная идея в том, чтобы деловые инструменты с помощью экспертов системы образования были адаптированы к задачам школы. В целом эта логика идет от бизнеса. Потому что там люди чувствуют, где им поджимает. Поэтому возникает система планирования рабочим временем, система управления знаниями", – говорит Антон Шульженко, директор по работе с органами управления системы образования Microsoft Россия.

Это специальный программный продукт, в котором есть все – расписание уроков, время на выполнение домашнего задания, дата спортивных соревнований или творческих вечеров, день родительского собрания, даже электронный дневник. Все в одном месте – в компьютере ученика. Такая система давно используется в США. Америка – законодатель технологической моды. Там "Школы будущего" с индивидуальным подходом работают почти 10 лет. Родители отмечают, что их дети стали уставать меньше, учиться лучше, а главное – появился интерес бежать в школу.

"Мы знаем, что дети сегодня совершенно другие, они ожидают, что вещи будут адаптированы для их индивидуальных нужд. Также и с образованием. Но, к сожалению, когда дети приходят в школу, выясняется, что у каждого свой уровень, и в этом главная проблема. Мы все ходили в школу, когда ученикам в классе, например, нужно было переворачивать страницу одновременно. Учебный процесс должен проходить по-другому: если вы готовы идти дальше, вы идете дальше, и это может произойти в разное время. Нельзя никого подгонять и тормозить тоже нельзя", – объясняет Мэри Куллинейн, старший директор по инновациям Microsoft.

Россия находится только на пороге "нового образования". И дело не в техническом оснащении – в школах есть все необходимое. Дело в учителях, говорят ректоры педагогических вузов. Средний возраст российского педагога – 50 лет, только 20% учителей пользуются Интернетом, а 87% преподавателей признаются, что дети в их классе разбираются в современных технологиях лучше.

"У нас еще есть психологический барьер – чтобы обратиться к детям своего класса, чтобы они тебе помогли. Это не каждый учитель может. Если мы сумеем реализовать активную роль детей в создании урока – это еще один шаг", – считает Алексей Семенов, ректор московского Института открытого образования.

Учитель обязан учиться. "Майкрософт" через свои программы переобучил 100 тысяч педагогов по всей стране. О модернизации педагогики говорят и на специализированных конференциях. На мартовском международном форуме "Партнерство в образовании" искали ответ: как внедрить новую инновационную систему, которая прижилась в американских и европейских "Школах будущего", не забыв при этом традиции российской педагогики. Программные разработчики уверены, что это возможно. Поэтому в "Майкрософт" придумывают новые программные продукты, адаптированные под отечественные стандарты. Чтобы уроки превратились в увлекательное приключение, на пару с другом – компьютером.