Тема:

Пасха 12 лет назад

Верующие дождались небесного огня

В предпоследний день Страстной недели – Великую субботу – в Храме Гроба Господня верующие ждали схождения благодатного огня. Посмотреть на пасхальное чудо приехали тысячи паломников. Сошедшее на Землю пламя на самолетах развезли по всему миру, в том числе и в Россию.

В предпоследний день Страстной недели – Великую субботу – в Храме Гроба Господня тысячи верующих ждали схождения благодатного огня. Сошедшее на Землю пламя на самолетах развезли по всему миру, в том числе и в Россию.

Тысячи людей, занят каждый квадратный сантиметр Храма Гроба Господня. Такого числа паломников древний Иерусалим еще не знал. Россия, Украина, отменившая накануне визовый режим с Израилем, Беларусь, Молдова, Казахстан, Греция, Сербия, Болгария, Румыния – казалось весь православный мир устремился в Великую субботу в храм Воскресения, дабы получить благодатный огонь с Гроба Спасителя, от свечей Иерусалимского Патриарха Феофила III.

Раньше, пожалуй, только российская делегация "Фонда Андрея Первозванного" отправлялась за святогробским огнем в Иерусалим, чтобы на торжественной пасхальной службе возжечь от него лампады московского Храма Христа Спасителя. А сегодня, наверное, нет епархии на территории бывшего Советского Союза, откуда бы не приехал батюшка со своей лампадкой.

Многочасовое ожидание, духота, утомленные трудным паломничеством люди падают в обморок. Вода, нашатырь, первую помощь оказывают тут же на месте израильские полицейские. Никто не уходит по своей воле, люди ждут пасхального чуда. У некоторых хватило отваги привести с собой детей.

Двери кувуклии опечатывают желтым воском, значит возле Гроба – пусто, ни людей, ни огня. Традиционно в этот момент с гиканьем и посвистом, на плечах друг у друга, под раскатистую дробь тарбуки – восточного барабана, в храм въезжают молодые адепты ассирийской православной церкви. Скандируют громко, на манер футбольных болельщиков: " Наша вера правая, вера православная".

Предваряемый храмовой стражей, кавасами в алых фесках, сопровождаемый иерархами, появляется Феофил III, греческий Патриарх Иерусалима. Процессия трижды проходит вокруг кувуклия, предстоятель оставляет праздничные одежды и в одном подряснике входит во врата пещеры. За ним – архимандрит Баграт, представитель армянской апостольской церкви. Он останется в пределе ангела, у плиты Гроба будет молиться лишь Патриарх. Под сводами главной христианской святыни гаснет свет, все погружается в полумрак и 12 тысяч человек, на дюжине языков произносят в полголоса лишь одну Иисусову молитву – "Господи, Иисусе Христе, помилуй нас". И вот огонь появляется.

В мановение ока огонь от кувуклия разносится по всему Храму. Его трогают ладонями, им умываются. Это чудо, что дается по вере, и потому дискутировать здесь бессмысленно. Благая весть получена, гроб отверз, от камня исходит сияние – а значит, Пасха вступает в свои права. Сначала на Святой земле, затем по всему миру.