Суть "Шантрапы" выражена в заголовке. "Кино" с Антоном Долиным

"Шантрапа" - новый, уже одиннадцатый, полнометражный фильм 77-летнего классика когда-то советского или грузинского, потом французского, а ныне, как ни крути, мирового кинематографа, Отара Давидовича Иоселиани.

"Шантрапа" - новый, уже одиннадцатый, полнометражный фильм 77-летнего классика когда-то советского или грузинского, потом французского, а ныне, как ни крути, мирового кинематографа, Отара Давидовича Иоселиани. Одного этого достаточно, чтобы понимающие люди немедленно направились в кино и получили удовольствие вполне изысканного рода – хотя перед нами явно не самый сильный фильм мастера, а возможно, и один из самых слабых.

Проблема в том, что выход "Шантрапы" в кино – априори только для таких: понимающих. Остальным лучше ознакомиться с ранним творчеством режиссера, да и с его биографией ознакомиться нелишне. Ведь "Шантрапа" - фильм с отчетливыми приметами автобиографичности, которые не могут заслонить ни привычный, хотя здесь чуть более желчный, юмор автора, ни любовь к фантастике, выраженной здесь в присутствии русалок. Несмотря на это, сюжет прозрачно намекает на судьбу самого Иоселиани: герой – молодой грузинский режиссер, страдающий от советской цензуры и сбегающий к желанной свободе во Францию, где, однако, гонения продолжаются, только уже со стороны ненавистных продюсеров-капиталистов.

Играет главного героя молодой артист Дато Тариелашвили – нескладный, обаятельный, неуловимо похожий на Иоселиани в молодости. Сам режиссер, впрочем, в картине тоже присутствует: он – ветеран богемы, эмигрант, в квартиру которого попадает режиссер Нико, переехав в Париж. Он – один из двух исполнителей, лица которых что-то скажут отечественному зрителю. Второй – Богдан Ступка, замечательный даже в тех двух-трех эпизодах, которые поручены его персонажу, жовиальному советскому функционеру. Однако актерской игры в привычном понимании не требуется ни от него, ни от кого другого: "Шантрапа" еще более статична и условна, чем предыдущие работы Иоселиани.

Достаточно сказать, что из советской Грузии герой попадает прямиком в Париж наших дней, и это не обыграно как прием, а является частью общего мировоззрения режиссера: во все времена и во всех странах участь истинного художника одинаково плачевна, и единственная возможность как-то смириться и сжиться с ней – ирония. В том же, что Нико – истинный художник, сомневаться не приходится: недаром фрагмент его фильма, который мы видим на экране, подарен герою автором – на самом деле, это студенческая работа самого Иоселиани.

Суть "Шантрапы" лучше всего выражена в заголовке. Звучит как французское слово, а понимают его значение только русские: "шантра па" - то есть, "в певцы не годится", именно с такими словами директора первых русских оперных театров отсеивали неподходящих исполнителей. Кто есть художник в нынешнем мире, если верить Иоселиани? Да никто – шантрапа, шелупонь, чья уверенность в собственной творческой ценности приведет только к череде комических несчастий и больше ни к чему. Другое дело, что нового в этой мысли нет буквально ничего, однако от пожилого мастера иногда и банальность услышать приятно. А увидеть – тем более.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"