"Утраченные иллюзии" покажут в Большом театре

На сцене Большого – большая премьера. Новая версия балета "Утраченные иллюзии" по роману Оноре де Бальзака была создана специально для Большого театра. В спектакле заняты сразу четыре состава солистов. Первый выйдет на сцену уже в воскресенье вечером.

На сцене Большого – большая премьера. Новая версия балета "Утраченные иллюзии" по роману Оноре де Бальзака была создана специально для Большого театра. В спектакле заняты сразу четыре состава солистов. Первый выйдет на сцену уже в воскресенье вечером.

Роман Бальзака "Утраченные иллюзии" был превращен в балет еще в 30-е годы прошлого века. В театре оперы и балета имени Кирова – так тогда назывался Мариинский театр – Ростислав Захаров поставил спектакль на музыку Бориса Асафьева. Эта, московская премьера – не восстановление ленинградской постановки. Это балет с новой музыкой, которую специально по заказу Большого театра написал Леонид Десятников. И новой хореографией Алексея Ратманского.

Оба с артистами Большого театра хорошо знакомы. Десятников в прошлом сезоне был здесь музыкальным руководителем. Ратманский целых пять лет возглавлял балетную труппу Большого – сейчас работает в Американском балетном театре. Именно он, просматривая сборник "Сто балетных либретто", наткнулся на "Утраченные иллюзии".

"Меня поразило, что либретто написано так, что его можно использовать сегодня. Несмотря на то время и на то, что неминуемо были какие-то идеологические клише в тексте – мы их отрезали. Но схема сюжетная осталась, которая работает сегодня прекрасно", – говорит хореограф-постановщик Алексей Ратманский.

Правда, Бальзак своих персонажей, наверное, не узнал бы. Главный герой Люсьен из поэта превратился в композитора. Корали и Флорина – из актрис переквалифицировались в балерин, танцуют в Парижской опере. Леонид Десятников партитуру дописывал, когда уже вовсю шли репетиции. В Большом теперь даже шутят – Ратманский танцевал, пока Десятников сочинял.

"Это редкое явление в наше время, когда почти никогда музыка не создается специально для балета. Хореографы обычно пользуются музыкой, написанной для каких-то других целей. Но в XIX веке это была обычная практика. И, скажем, в сотрудничестве Петипа с Чайковским наличествовали довольно жесткие условия и рамки, которые Петипа ставил Чайковскому", – говорит сам композитор.

Ратманский жестких рамок не ставил. Свободу предоставил и художнику. Жером Каплан решил поиграть с названием.

"Здесь везде облака, символ утраченных иллюзий. Сама сцена выглядит как старая открытка, пожелтевшая фотография. А костюмы, наоборот, яркие. И у каждого персонажа свой цвет, – говорит художник-постановщик Жером Каплан.

Амбициозный Люсьен – в синем. Хрупкая Корали – в нежно-розовом. Страстная Флорина – в ярко-красном.

Для Десятникова и Ратманского "Утраченные иллюзии" – третья совместная работа. Они уже планируют новую. Секретов не раскрывают. Говорят – пока это мечта, иллюзия. Которую хочется не утратить, а воплотить.