Ни мира, ни войны. Йемен разделился на два лагеря

В столице Йемена погибли в столкновениях около 40 человек.
В столице Йемена погибли в столкновениях около 40 человек.
Правительство Йемена поддержало инициативу Совета арабских государств, направленную на урегулирование конфликта в этой стране. В Сане подчеркнули, что, возможно, это последний шанс справиться с политическим кризисом мирным путем.

Правительство Йемена поддержало инициативу Совета арабских государств, направленную на урегулирование конфликта в этой стране. В Сане подчеркнули, что, возможно, это последний шанс справиться с политическим кризисом мирным путем. Согласно международному плану, президент Салех покинет свой пост в обмен на иммунитет от судебного преследования. Теперь слово за оппозицией.

"Эрхаль, эрхаль!!!" – скандирует толпа в лагере оппозиции. В переводе с арабского "эрхаль" значит- "уходи". Противники президента Йемена, внимая своим лидерам на трибунах и вскидывая руки, повторяют это обращение сотни раз.

На площади Сахат-ат-Тагир оппозиция Али Абдаллы Салеха собирает в будни от 3 до 5 тысяч человек. Единственное требование – отставка главы государства.

"Мы останемся здесь, пока не уйдет режим. Он нас обманывал 33 года. Управлял нами, как дьявол..." – говорит Мухаммад Хамза Хусейн, крестьянин из провинции Амран.

Резкие выпады в адрес президента в своем палаточном городке оппозиция разнообразит карикатурами. На одной из них Али Абдаллу Салеха даже сравнивают с Гитлером. Рядом, портреты оппозиционеров, погибших во время столкновений с полицией и уличных беспорядков, – всего 41 человек.

"Мы хотим, чтобы он ушел. Он нарушал законы и убивал йеменский народ. Он не президент больше", – утверждает депутат парламента Йемена Фуад Мухсин Духаба.

Противники президента – это шесть оппозиционных партий, молодежное студенческое движение и йменские племена, близкие к их лидерам. Родовые связи в стране очень сильны. Недавно на сторону оппозиции перешла и часть военных. Это солдаты и офицеры 1-й бронетанковой дивизии аль-Харас-аль-Джимури. То есть республиканской гвардии.

В масштабах 600 тысячной йеменской армии – подразделение совсем небольшое. Хотя солдаты уверяли нас, что из подчинения министру обороны и президенту уже вышли около тысячи военнослужащих. Но здесь, на площади, мы видели не больше 15 человек. Вооруженные автоматами и не доверяя гарантиям безопасности властей, они сами взяли под охрану лагерь.

"Мы пришли с мирной демонстрацией. а если они придут с танками, мы встретим их хоть голыми руками!" – восклицает оппозиционер Джамал Али аль-Шаиб.

"Те, кто сейчас за президента, они все куплены. А наших зарплат не хватает ни на что. Ни на жизнь, ни на лекарства", – вторит ему другой представитель оппозиции, Джамиль Юсуф Абдулла.

Зарплата рядового йеменской армии примерно 200 долларов. Не много. Но на фоне доходов подавляющего большинства горожан и крестьян, которые не превышают и 60 долларов в месяц, выглядит вполне достойно.

Впрочем, в стане оппозиции в глаза бросилось другое. Никто из наших собеседников так и не смог сказать, в чем конкретно они обвиняют президента и какие политические и экономические программы развития своей страны могут предложить взамен.

"Народ хочет Салеха" – это главный девиз, который разносится сегодня над площадью ат-Тахрир, оплотом сторонников президента. Шейх Ахмад Фара аль-Хадж, духовный лидер и старейшина влиятельного племени Архаба, готов хоть сейчас вывести на улицы как минимум 20 тысяч человек из своего рода.

"Мы уважаем Салеха за то, что он мирными переговорами решил многие пограничные проблемы с соседними странами. Он человек из народа. Он построил нам дороги и школы", – говорит он.

На огромных шатрах портреты президента. Сегодня, как утверждают его сторонники, за Али Абдаллой Салехом не только административный ресурс, но и 80 йеменских племен из разных провинций. Почти в каждой деревне есть свои вооруженные отряды. И это такая же сила, как вся йеменская армия. Впрочем, сторонники президента пока далеки от мысли применять оружие.

"Салех предложил несколько вариантов выхода из политического кризиса. Но оппозиция ни один из них не принимает. Если они хотят власти, то пусть добиваются ее по закону, через выборы, а не революциями", – считает чиновник Яхъя.

"Я не люблю оппозицию, потому что они не соглашаются на переговоры. Мы не знаем, что от нее ждать. Может, им нужен только хаос и разрушение", – говорит портной Хишам Мушараф.

Между противоборствующими лагерями сейчас ни войны ни мира. Но после обеденной молитвы эмоции и страсти и в стане оппозиции, и лагере сторонников президента как-то удивительно неожиданно пошли на убыль.

Как объяснили сами йеменцы, просто наступило время жевать кат. Кат – это растение. Его выращивают незаконно, но употребляет почти все население. Оно популярнее, чем хлеб.

Треть своих доходов йеменцы тратят именно на покупку ката. Действие сока схоже с легкими наркотиками. Но в стране это традиция и образ жизни. И за последние 600 лет поколебать ее не смогла ни одна революция.

Приезжий, например турист, не знающий о политическом кризисе в стране, если, конечно, не зайдет в платочные городки, внешне его никак и не заметит. На улицах Саны сегодня спокойно. Люди заняты своими обычными торговыми делами. А старая часть города вообще как паралельный мир. Здесь все сплошь исторические памятники. Жизнь размеренна и нетороплива.

Впрочем, это спокойствие может оказаться весьма зыбким. Буквально накануне оппозиция призвала сторонников захватить здание министерства иностранных дел и ряд государственных учреждений. Это значит, что если клич будет принят, столицу ждет новая волна беспорядков. И тогда не исключены новые жертвы.