ТВ-рейтинг прививает нам дурной вкус. "Утро с Владимиром Соловьевым"

На российском телевидении часто высокий рейтинг получают программы, рассчитанные на людей с низким уровнем образования, дохода. С чем это связано? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вестей ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым".

На российском телевидении часто высокий рейтинг получают программы, рассчитанные на людей с низким уровнем образования, дохода. С чем это связано? Как у нас измеряют аудиторию телеканалов? Что такое пиплметр? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вестей ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Соловьев: Давно меня это мучило. Вот вы мне скажите, ка вы считаете, что такое телевидение? Кто вообще определяет политику на телевидении, кто эти главные люди? Вы, наверное, думаете, Сурков, Громов, Тимакова, Путин, Медведев или руководители телевизионных каналов? Нет. Ничего подобного. Телевидение давно уже является функцией рейтинга. Давным-давно нам говорят, что хорошо и что плохо, определяют качество нашей работы по рейтингу. А вот кто измеряет рейтинг, можно ли ему доверять – это вопрос, который меня мучил давным-давно. Может быть, в силу того, что я получил неплохое инженерное образование. И когда я встречался с людьми, которые мне объясняли, почему они рисуют те или иные цифры, меня, как правило, охватывало чувство, во-первых, презрения, потому что я не люблю, когда меня так нагло и тупо пытаются обмануть, негодования, а потом уже просто гомерического смеха. Нет, я не хочу подводить элементарную базу, все всё понимают, необходимо каким-то образом измерять, потому что по этим данным определяется стоимость рекламной минуты, рекламный рынок. И поэтому рейтинги очень важны, потому что они позволяют рекламщикам понимать, где и какую рекламу покупать.

Поэтому очевидно, что зачастую очень близко оказываются компании на этом рынке как продающие рекламу, так и считающие рейтинги. Я уж не собираюсь говорить, что на этом рынке де-факто действуют монополии, притом достаточно длительного времени. Это все понятно. Но меня заинтересовало просто: а как же они измеряют эти рейтинги? Чисто идеологически, одна компания нам говорит, что люди смотрят, а что не смотрят за счет так называемых пиплметров. При этом пиплметрия давно вызывает у людей мыслящих чувство глубокой ненависти, что было понятно. Компания " TNS Россия" устанавливает пиплметры в 3500 домохозяйствах в 72 городах страны, притом попадают только города с населением более 100 тысяч человек. Объясню. У нас в стране под 150 миллионов населения, и только у 3500 домохозяев, скажем по-другому, по три человека в семье, что выше среднего по стране. Значит, 15 тысяч человек из 150 миллионов. В Москве у компании 700 пиплметров. При этом уже довольно давно к пиплметрии, говоря вежливо, относятся недоверчиво. Когда-то это начала компания НТВ еще в 2000 году, которая тупо провела телефонный опрос и выяснила, что расхождений было больше, чем в два раза с цифрами, которые якобы давала тогда пиплметрия.

Все понимают, что пиплметрия не учитывает текущего состояния дел на телевидении. Распространение кабельных сетей, молодые телезрители не хотят с этим работать, устройство не подходит к телевизорам с плазмой и так далее. Но суть даже не в этом. Суть в другом. Вы приходите к людям и говорите: "Мы тебе дадим 300 рублей, условно говоря, или какой-нибудь подарок раз в год. За это мы тебе поставим коробочку, и каждый член семьи получит соответствующую буковку –А, Б, В и так далее. Бабушка – А, дедушка – Б. И перед тем, как что-то посмотреть, ты нажимаешь эту кнопочку и дальше выбираешь канал и смотришь". Очевидно, что для подавляющего большинства людей первая реакция - "Пошел ты…" Так же, как знаете, опрос по телевидению. Представляете, в течение дня вам кто-то звонит на мобильный и говорит: "Але, здравствуйте, вас беспокоит компания…" – Скажешь: "Пошла ты…" Тебе не до этого. А если обзвон идет по домашним телефонам, то смешно: кто в течение времени проведения обзвонов находится дома, в стране, где все работают? Значит, это уже определяется конкретный тип людей, другие отсекаются.

Следующий момент: как американские, так и наши исследования показывают, что не более 30% людей соглашаются поставить у себя эту фигню. Таким образом, уже 70% людей ни в какие пиплметры не попадают, они их не ставят. Я уж не говорю то, что пиплметрия должна быть поставлена таким образом, что регулярно должна происходить ротация, то есть чтобы люди не привыкали. Они поработали - надо заменить. Я же не говорю про то, что необходимо сделать репрезентативное распределение этих датчиков не только, как нам говорят, по соотношению мужчин и женщин, по возрасту, но, извините, и по уровню достатка. Этого всего нет. Таким образом, у кого могут стоять пиплметры? Как правило, у самых небогатых слоев населения, которым нужны хоть какие-нибудь деньги, которые согласились на эту фигню. При этом не только 70% потенциально не попадают в эту категорию, но оказываются "вымыты" люди богатые, тяжело работающие, с высоким уровнем образования. Ведь это не случайные 70%, которые отказываются.

Таким образом, метода, которую активно внедряет нам господин Тагиев и трогательная компания " TNS Россия" направлена на то, чтобы вкусы достаточно люмпенизированной прослойки прививать нам как основную тенденцию телевидения. Получается, что люди с высшим образованием, заботящиеся о судьбах страны, о культуре, обо всем, что угодно, должны смотреть не то, что делается продукт для них, они должны смотреть продукт, который делается для людей, для которых 300 рублей подработать на телеметрии – это деньги.

Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах

Эфир за 26 апреля:

Первый час: Защитников у педофилов больше, чем у детей. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Второй час: ТВ-рейтинг прививает нам дурной вкус. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Третий час: Победа в "Формуле-1" стала лотереей. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Четвёртый час: Между мужчиной и конем много общего. "Утро с Владимиром Соловьевым"