Россияне считают брачный договор нарушением традиций

Скандалы, разгорающиеся между наследниками ушедших из жизни российских знаменитостей, - не редкость. Не меньше внимания желтой прессы привлекает раздел имущества распадающихся звездных пар.

Скандалы, разгорающиеся между наследниками ушедших из жизни российских знаменитостей, - не редкость. Не меньше внимания желтой прессы привлекает раздел имущества распадающихся звездных пар. Если бы отечественные публичные персоны брали пример с западных "селебритис", имущественных споров и громких скандалов было бы куда меньше. Между тем, эксперты утверждают: россияне стали задумываться о возможных неприятностях. Нотариусы все чаще оформляют завещания и брачные договоры. Национальные особенности имущественных отношений в России – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Людмилы Шаулиной.

Шаулина: Если бы Михаил Козаков не назвал главной наследницей свою 15-летнюю дочь от последнего брака, пять его жен вряд ли бы договорились о том, как делить московскую квартиру и банковские счета ушедшего актера. Людмила Гурченко завещания не оставила, в итоге между мужем и дочерью актрисы разразился имущественный скандал. В России традиционно о завещании если задумываются, то на склоне лет. В последнее время к юристам за консультацией по составлению завещаний стали обращаться и молодые люди, обращает внимание Антон Лелявский, адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".

Лелявский: Это касается в основном бизнесменов, людей, у которых есть, что делить. Они стараются еще при жизни, на всякий случай, чтобы подстраховаться, в достаточно молодом возрасте оставлять после себя завещания.

Шаулина: Завещание от скандала не застрахует, если наследники с ним не согласны. Оспорить документ возможно, но дело это непростое. Нужно доказать либо то, что наследодатель был не в себе, когда подписывал завещание, либо что сам документ - подделка, рассказывает нотариус Айгуль Корнаухова. Что касается брачного договора, его наши сограждане все-таки подписывают, но не до свадьбы, а перед разводом.

Корнаухова: Очень часто это происходит, когда люди предполагают, что у них будет расторжение брака, заключают брачный договор, и для того, чтобы не делить имущество через суд, заключают брачные договоры уже перед расторжением брака.

Шаулина: Заключить договор до брака мешает таинственная русская душа, рассуждает заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ Александр Дугин.

Дугин: Брак основан на подразумевании определенных отношений. Брак не рассматривается как контракт, он рассматривается как таинство, мистерия. Слишком детальное прописывание взаимных обязательств, перевод всего в юридическую, тем более финансовую сферу рассматривается как нечто аморальное в нашем обществе, как неэтичное, не соответствующее традиционному укладу.

Шаулина: В Европе и США брак браком, а табачок, равно как и счета в банке, автомобили и недвижимость - врозь. Западные индивидуалисты свадьбы без контракта играют крайне редко, подчеркивает Антон Лелявский.

Лелявский: На Западе это совершенно нормальная практика, когда два человека, которые собираются вступить в брак, уже на входе в эту ситуацию определяют правовой режим имущества и то, каким образом будет имущество делиться в случае, если они разведутся. Восприятие наших сограждан - часто мы слышим фразы: "Как же так, мы еще не вступили в брак, а ты уже думаешь, что будет, когда мы разведемся!"

Шаулина: Сейчас на брачные контракты решаются лишь 5% россиян. Это люди 35-45 лет, однажды уже пережившие развод и болезненный раздел имущества. Отношение к брачному контракту в России, возможно, изменилась бы кардинально, если бы документ регулировал личные отношения супругов, как это происходит на западе. В США, например, при разводе доля имущества может серьезно увеличиться, если жена сможет доказать факт измены мужа или его агрессивный нрав, добавляет Айгуль Корнаухова.

Корнаухова: Договор у нас может регулировать только имущественные отношения супругов. Что касается другого законодательства, например, американского, то брачные договоры там могут регулировать и личные отношения супругов, то есть ставить имущественные отношения в зависимость от личных отношений супругов. У нас этого нет.

Шаулина: Американские законы в наследственных отношениях куда свободнее, чем российские. Так в нашей стране наследниками могут стать только физические или юридические лица, в штатах унаследовать виллу и банковские счета вполне может любимая собачка.