Ситуация на топливном рынке России продолжает накаляться

Ситуация на топливном рынке России продолжает накаляться. Сегодня появились новые сообщения о дефиците горючего в целом ряде регионов. Тем временем антимонопольная служба вновь говорит о сговоре нефтяных компаний и предупреждает об ответственности.

Появились новые сообщения о дефиците горючего в целом ряде регионов. Тем временем антимонопольная служба вновь говорит о сговоре нефтяных компаний и предупреждает об ответственности. Что реально можно сделать для того, чтобы ситуация окончательно не вышла из под контроля, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

Гурьянов: Сегодня к таким проблемным точкам на карте рынка, как Алтайский край, Брянская область, Вологда и Воронеж, добавились Томск, Новосибирск и Сахалин. Перебои зафиксированы также в Красноярске, Нижнем Новгороде, Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях. Снижение запасов топлива отмечается в Московском регионе. Тревогу бьют и участники рынка Северной столицы. Говорит президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин.

Ашихмин: Последние 2 дня в Санкт-Петербурге, как и во всех регионах Российской Федерации, сложилась ситуация с резким дефицитом нефтепродуктов. Нет возможности приобрести бензин и дизельное топливо у сбытовых структур нефтяных компаний - они не отпускают объёмы. На бирже 403 заявки на покупку и только 9 заявок на отпуск. Сети АЗС нефтяных компаний испытывают затруднения в объёмах 92 и дизельного топлива. Это реальный дефицит на внутреннем рынке в стране.

Гурьянов: Основная причина такой ситуации - недавние директивы властей по сдерживанию цен на внутреннем розничном рынке, констатирует эксперт.

Ашихмин: После ручного регулирования цен нефтяные компании цены в рознице опустили, в опте оставили либо опустили на 1-2 рубля. Получился резонанс между независимыми и нефтяными компаниями. При этом нефтяным компаниям реализовывать по таким ценам на внутреннем рынке стало совсем неинтересно, и объём экспорта нефтепродуктов за первые месяцы этого года резко увеличился.

Гурьянов: По данным Росстата, в первом квартале производство бензина в стране сохранилось на уровне прошлого года - примерно 9 миллионов тонн, а экспорт увеличился сразу на 50 процентов – 1 миллион 800 тысяч тонн. Плюс к этому сезонная профилактика НПЗ и сезонный же рост спроса на нефтепродукты. Антимонопольщики на происходящее отреагировали - возбуждено дело в отношении дочек Роснефти и Газпромнефти в Алтайском крае, которых подозревают в картельном сговоре. Между тем, пока говорить о сговоре рано, считает начальник отдела аналитических исследований инвестиционной группы "Универ" Дмитрий Александров.

Александров: На самом деле можно говорить скорее о том, что это, скорее, синхронная реакция разных игроков рынка на довольно сложное сочетание рыночных факторов и частичного административного регулирования. Вроде бы часть рынка у нас регулируется через рыночное ценообразование, через биржу, часть рынка регулируют полуадминистративными методами. Административное снижение цен в рознице и незатрагивание оптовых цен может быть чрезвычайно негативным моментом с точки зрения того, что будет происходить вынужденная консолидация рынка в руках государственных игроков.

Гурьянов: Одним возбуждением дел ситуацию не успокоить, считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Баррель" Сергей Юров. Нужно обязать нефтяников перенаправить часть того топлива, что сейчас утекает за границу, на внутренний рынок и позволить получать нормальную прибыль и независимым трейдерам.

Юров: Лобби у нефтяников очень сильное. Тут нужен какой-то диалог. По большому счёту, надо или отпускать цены внутри страны, тогда они сразу будут 28-30 рублей - в районе доллара. Но, по большому счёту, всё это ложится на плечи простых граждан. В дальнейшем, чтобы этого не происходило, надо строить больше НПЗ, чтобы они были качественные, чтобы большая глубина переработки была, и сразу выходили на Евро-4, Евро-5.

Гурьянов: Необходимо совершенствовать и систему регулирования рынка, добавляет Дмитрий Александров.

Александров: Нам надо создать такую систему, которая могла бы либо полностью обеспечить инфраструктуру рыночного биржевого ценообразования, и тут, безусловно, необходимо создание инфраструктуры хранения нефтепродуктов, естественно, инфраструктуры независимой, либо это должна быть система, когда административные методы равномерно снижают цены во всех сегментах, хотя бы примерно сохраняя маржу.

Гурьянов: Что же касается самих нефтяников, то они свою причастность к дефициту не признают. В Роснефти заверили, что в этом году экспорт нефтепродуктов сократился в 2 раза, а производство осталось на прежнем уровне. В Газпромнефти говорят об увеличении внутренних поставок на 10 процентов и об отсутствии ограничений для независимых АЗС.