Миг-35 проиграл в тендере индийских ВВС

Россия проиграла крупный контракт по поставке в Индию 126 истребителей на сумму более чем в 10 миллиардов долларов. Отечественный Миг-35, а это модернизированный вариант знаменитого Миг-29, уступил в конкурентной борьбе французскому "Рафалю" и общеевропейскому "Еврофайтеру". И это несмотря на то, что они гораздо дороже российского истребителя. Между европейскими военными самолетами и развернется финальная борьба за контракт. Справедливости ради, из конкурса также выбыли американские "Боинг" со своим F18 и "Локхид Мартин" F16, а также ряд других европейских производителей. В причинах проигрыша Миг-35 в индийском тендере разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: Формальная причина проигрыша - технические недостатки Миг-35, коих индийская сторона насчитала 14. Одна из претензий, кстати, касалась двигателя, поясняет главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Коротченко: Допустим, одним из требований тендера являлось наличие серийного производства. У Миг-35 его нет. Что касается двигателя, то, вероятнее всего, одно из требований - наличие бездымной камеры, а у Миг-35 она еще не доведена.

Гололобов: Еще индийцам не очень понравилось, что конструкционно Миг-35 по сути не самый передовой самолет, говорит шеф Московского бюро индийского информагентства Press Trust of India Винай Шукла.

Шукла: Индия такая страна, которая очень строго отбирает системы вооружения, и, видимо, и Миг-35 хоть и новое название, но это продолжение Миг-29, и, видимо, в отличие от "Еврофайтера" и "Рафаля", там хуже оказалось.

Гололобов: Но технические недостатки есть у всех участников этого тендера, в том числе и у вероятного победителя "Еврофайтера", отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Пухов: Ну, например, по условиям тендера нужно иметь активную фазированную антенную решетку с электронным сканированием. А вот, скажем, у "Еврофайтера" радар все еще с механическим сканированием, поэтому его тоже можно было на этом основании исключить из тенедра, однако это не произошло.

Гололобов: А еще ни у кого из конкурентов по конкурсу не было столь привлекательной цены, как у российского Мига. Так, он дешевле "Рафаля" в два раза. Поэтому причины проигрыша российского истребителя стоит искать все-таки больше в политике, уверен Игорь Коротченко.

Коротченко: Дело в том, что Россия уже стопроцентно контролирует рынок тяжелых истребителей, программа Су-30 МКИ, кроме того, Индия отдала нам рынок палубных истребителей, где Миг-29К. Соответственно, в условиях, когда Индия подчеркнуто проводит политику диверсификации источников вооружения, отдавать нам еще рынок средних истребителей, это было уже против законов физики.

Гололобов: Эксперты также полагают, что выход в конкурсный финал двух европейских истребителей - это своего рода индийский реверанс Европе. То есть раздать всем сестрам по серьгам. Что-то России. Что-то США, ну а теперь пришел черед и ранее обделенной Европе. Но Винай Шукла, конечно, настаивает, что ни о каких реверансах кому бы то ни было речь не идет. А в подтверждение своей мысли приводит пример американской реакции на итоги тендера.

Шукла: Я сейчас получил сообщение из Дели, что американский посол подал в отставку. Потому что они тоже были уверены, что получат. Но Индия, когда вопрос идет о вооружении, которое не на один день, а минимум лет на 20-30, то там мнения военных более весомое имеют, чем политическое.

Гололобов: Миг-35 планировали закупить и российские военно-воздушные силы. Но теперь, после проигрыша в индийском тендере, выпускать весьма ограниченную партию этих истребителей для внутреннего рынка будет экономически невыгодно. Но РСК МИГ есть чем еще заняться и без Миг-35. В той же Индии есть два важных контракта по поставке корабельных Миг-29К и модернизации ныне стоящих на вооружении в индийских ВВС Миг-29. Также есть контракты и с другими странами, в частности, Мьянмой и Сирией.
 

Сегодня