Еженедельная программа Вести.net от 30 апреля 2011 года

Цензура в Рунете подкралась с неожиданной стороны. Речь идет совсем не о политике. Цензором стала компания Google.

Цензура в Рунете подкралась с неожиданной стороны. Речь идет совсем не о политике.

Google начал фильтровать результаты поиска в России: корпорация убрала из выдачи более 100 ссылок на ресурсы, где можно скачать или прочесть книги издательства "Эксмо". Компания написала жалобу в Google, причем сделала это в соответствии с американским законом об авторском праве (DMCA).

Российский офис корпорации пошёл навстречу правообладателю, следуя, впрочем, больше корпоративной этике: ещё в начале года компания обещала бороться за авторское право по всему миру. Так, заявки правообладателей на удаление пиратской продукции со страниц сервисов Google рассматриваются быстрее, в течение суток.

При этом интернет-гигант продолжает действовать в рамках закона об авторском праве США, который процессуально быстрее, но предполагает удаление спорных материалов лишь по требованию законных хозяев. По российским законам фильтрация поиска Google, между тем, необязательна, и даже может трактоваться как проявление цензуры, которая по Конституции запрещена. Именно поэтому крупные отечественные поисковики следовать примеру Google не собираются.

"Яндекс не удаляет ничего из результатов поиска по требованию. В российском законодательстве подобных требований нет, поэтому удаление произвольно взятых результатов поиска будет, по сути, цензурой и нарушением права граждан на свободу поиска информации, гарантированную статьей 29 Конституции Российской Федерации", – отметил пресс-секретарь компании "Яндекс" Очир Манджиков.

Отметим, что найти через Google ссылки на пиратские книги так же просто, но теперь внизу страницы появляется надпись, что несколько ссылок отфильтровано по просьбе правообладателя. Но все равно, "Эксмо" создало прецедент, которым, безусловно, попробуют воспользоваться и другие.

Впрочем, доля Google на российском поисковом рынке составляет всего 26 процентов, при этом 62 процента у "Яндекса", которому, видимо, придётся услышать немало критики со стороны правообладателей

К новостям от Google мы еще вернемся, а пока – к другим событиям недели. Сначала посмотрим, о чем рассказывали в информационных выпусках по телевидению.

Пятое место – подготовка к свадьбе принца Уильяма.
На четвертом – проблемы с поставками бензина в различных регионах страны.
Далее – похороны Михаила Козакова.
Празднование Пасхи занимает вторую позицию.
Больше всего в теленовостях говорили о 25-й годовщине Чернобыльской катастрофы
.

Сравним с рейтингом запросов, который нам предоставила компания "Яндекс". Она измеряет всплеск интереса к той или иной теме.

Пятое место – тяжелая травма футболиста команды "Ростов" Деяна Радича в матче против "Терека".
На четвертой позиции – отказ суда признать потерпевшей Елену Ярош, чей автомобиль столкнулся с машиной постпреда президента в Госдуме Гарри Минха.
Как и в телерейтинге, на третьей строчке находится прощание с Михаилом Казаковым.
Второе место занимает поездка Дмитрия Медведева в Лыткарино с разоблачением "потемкинской деревни".
Второе совпадение с телерейтингом – 25-летие Чернобыльской катастрофы – и здесь занимает первое место.

Прошлый выпуск нашей программы мы начали с сюжета о том, что iPhone и iPad следят за своими владельцами. Компания уверяет, что вовсе не следят. А если и следят, то вовсе не за хозяевами.

Компания опубликовала у себя на сайте документ, отвечающий на претензии пользователей по поводу хранения координат владельцев iPhone и iPad 3G.

Скандал был связан с тем, что специалисты по компьютерной безопасности Пит Уорден и Аластер Аллан обнаружили в яблочных устройствах специальный файл consolidated.db, в который записываются координаты мест, где был пользователь, а также время нахождения там. Определение ведётся не по GPS, а с использованием данных о ближайших сотовых вышках или точках доступа Wi-Fi.

В течение недели эта тема не сходила со страниц профильных интернет-изданий. И только в конце текущей появилось официальное объяснение от Apple.

Apple признал, что записывает координаты, но это не слежка, а вспомогательная функция, позволяющая пользователю точно знать, где он находится, даже если сигнал GPS слабый или совсем отсутствует. К тому же consolidated.db передаётся на устройства самим Apple и является частью большой базы данных, а координаты конкретного пользователя – лишь его часть.

Тот факт, что вместо кэширования данных за небольшой промежуток времени на устройстве хранится информация о перемещениях пользователя в течение года, в Apple признали ошибкой программного обеспечения, которая в ближайшее время будет устранена.

Будут ликвидированы и другие ошибки. А именно: теперь при синхронизации с компьютером iTunes не будет создавать локальную копию файла consolidated.db. А именно эта особенность вызвала больше всего критики. Дело в том, что эта информация по умолчанию не шифровалась, и получить к ней доступ мог кто угодно, включая злоумышленников.

В компании Стивена Джобса собираются в ближайшем обновлении iOS ликвидировать и другую уязвимость. Многие пользователи заметили, что даже если отключить функцию геолокации, их устройства всё равно продолжают записывать координаты ближайших вышек сотовой связи и точек доступа Wi-Fi. Теперь этого не будет.

Отметим, что это третий скандал за последний год, связанный с продукцией Apple.

Первый – история с так называемым death grip – "захватом смерти", когда iPhone терял сигнал, если владелец держал его определенным образом. Впрочем, повторить "захват" удавалось немногим.

Второй – будильник телефона отказывался работать при переходе на зимнее время в ряде стран, включая Россию.

Новый скандал поднялся как раз накануне долгожданного старта продаж белого iPhone – почти мифического устройства, появления на прилавках которого ждали почти год.

Возможно, боясь, что история со слежкой может повлиять на его продажи, Apple выпустила детальное разъяснение ситуации. Хотя, памятуя о том, что причины, побуждающие пользователей приобретать яблочную продукцию, зачастую носят иррациональный характер, перестраховка была излишней.

Русскоязычные пользователи "Твиттера" дождались обещанного: популярный сервис микроблогов заговорил по-русски. Причем, ждать, вопреки известной пословице, пришлось меньше трех лет, впервые о русификации "Твиттера" заговорили в конце 2009 года. Некоторые пункты меню в русском переводе выглядят забавно. Например, над полем ввода сообщения вопрос "Что происходит?", который в русском языке часто имеет тревожный оттенок. Или "Близкие по духу" вместо Who To Follow в оригинале. Именно этому разделу должны быть благодарны популярные твиттеряне, поскольку их он рекомендует в первую очередь и, как следствие, за первые дни русификации читателей у них прибавлялось больше обычного.

Русификация в свое время сыграла ключевую роль в росте популярности в России другого сервиса Facebook (запрещена в РФ). На днях он отпраздновал своеобразный юбилей- 5 миллионов активных пользователей в месяц, и эта цифра продолжает расти

"Мы рады бурному росту российской аудитории, в начале 2010 она была менее миллиона и количество наших пользователей не просто удвоилось или утроилось – рост значительный, ускоряющийся, каждый день регистрируются тысячи новых пользователей. Картина очень похожа на Германию, например, рост до тех пор, пока не достигается насыщение, то есть пока есть еще незарегистрированное население. Мы давно уже прошли отметки в два, три и даже четыре миллиона и пока не видим, чтобы темпы роста снижались", – говорит представитель Facebook в Восточной Европе Ангела Це.

В Facebook говорят, что учитывают некоторое отличие россиян от других пользователей и придают большое значение локализации сервиса.

"Мы видим те же самые желания общаться, контактировать друг с другом, но россияне пока более активны, у них в среднем больше друзей, они скорее готовы сами делиться информацией, чем пассивно ее потреблять", – утверждает Ангела Це.

В целом российская аудитория активнее, чем в других странах. А российские сервисы идут на Запад. Вслед за Mail.Ru на биржу выходит и "Яндекс". Компания официально объявила о подготовке к размещению акций на американской бирже NASDAQ. IPO на миллиард долларов намечено на май.

Мосфильм разместил свою киноклассику на YouTube для бесплатного просмотра. Пока это несколько десятков фильмов, среди которых такие хиты всех времени и народов, как "Мимино", "Бриллиантовая рука", "Белое солнце пустыни" и многие другие. Обещано, что к концу года счет мосфильмовских картин на YouTube пойдет уже на сотни.

Нашлось на YouTube место и для голливудской кинопродукции. Правда, за ее просмотр пользователям придется заплатить.

Google сумел договориться с крупнейшими голливудскими студиями о прокате их картин на YouTube. Об этом сообщило издание Wrap со ссылкой на собственные источники среди кинопроизводителей. Соглашения заключены с Sony, Warner и Universal, то есть правообладателями более 50% всех фильмов, которые выпускаются на современный рынок.

В планах Google также числятся Fox, Paramount и Walt Disney, но они пока отказываются от сотрудничества. Впрочем, даже без их участия на базе YouTube открывается полноценный онлайн-кинотеатр, который, учитывая аудиторию крупнейшего видеохостинга и его общедоступность, может быстро стать крупнейшим и откровенно угрожает потерями прибылей остальным участникам рынка.

Как обещают в Google, прокат фильмов будет стоить от двух до четырёх долларов. Новые картины на YouTube, благодаря прямому сотрудничеству со студиями, будут появляться в тот же день, что и официальные DVD – гораздо быстрее, чем в онлайн-кинотеатрах типа Netflix или Hulu. Таким образом, Google запускает для YouTube новую и весьма перспективную модель монетизации.

Ни авторам статьи Wrap, ни нашей программе комментариев в Google получить не удалось. Однако после публикации статьи Wrap Google выступил с официальным сообщением о том, что услуга платного просмотра существует на хостинге уже больше года, в фильмотеке более тысячи картин, а слухи и спекуляции они комментировать отказываются.

Отметим, что YouTube, на который до сих пор в Голливуде посматривали свысока, становится для крупнейших студий шансом на спасение. Крупные компании несут всё большие потери от пиратства и понимают, что на продаже дисков заработать всё труднее. При этом быстро и качественно перенести свои фильмы в Сеть для продажи они не способны. И здесь как раз незаменим YouTube с его популярностью и колоссальной аудиторией.

Первым делом, однако, дельцы обратили внимание на iTunes: сейчас Apple имеет соглашения со всеми крупными студиями и продает их продукцию в своем магазине. Однако он, в отличие от повсеместного YouTube, сам по себе является приложением и предустановлен только на устройствах Apple. Пользователям PC приходится ставить iTunes дополнительно, и желающих сделать это находится немного.

Впрочем, помимо слухов о запуске этой площадки ходят слухи и о том, что запуск этот задерживается из-за противодействия студий Paramount и 20th Century Fox, которые считают, что Google недостаточно противодействует пиратству, чтобы доверять этой компании кассовые фильмы.

Киноиндустрии становится все труднее удивить зрителя: технологии развиваются столь стремительно, что не успеешь описать чудо-новинку в сценарии фантастического фильма, и вдруг – раз – и ее запустили в серию, а в Китае наладили дешевое производство. Или, например, приняли на вооружение в американскую армию.

Боевой смартфон скоро станет реальностью и займет место в стандартном наборе оснащения американского солдата наряду с автоматической винтовкой или каской.

Изначально в Пентагоне планировали заключить контракт с Apple и закупать для солдат iPhone. Но они оказались слишком слабо защищенными физически и ограниченными в плане доработок программного обеспечения. Тогда в Пентагоне решили создать свой собственный, крепкий боевой смартфон на базе Android.

На этой неделе военные заявили, что устройство уже тестируют в полевых условиях. О нем пока известно крайне мало, например, что конечная стоимость одного аппарата для армии составит 10 тысяч долларов – за эти деньги солдат может сломать или потерять с десяток iPhone. Зато в Пентагоне намекнули, что их трубка обладает крайней стойкостью к повреждениям.

Видимо, защита добавляет и массу. Весит смартфон с подключенной радио-гарнитурой почти килограмм, то есть тяжелее некоторых ноутбуков. Судя по всему, аппарат солидного размера и с крупным аккумулятором.

А умеет боевой смартфон пока немного: в нем есть GPS-навигатор, он умеет опознавать своих и чужих, а также подавать сигналы SOS, если, например, хозяин ранен или находится под огнем. При этом точка, где терпит бедствие товарищ, отобразится у сослуживцев на карте. В Пентагоне также уверены, что солдату необходима возможность текстового общения в реальном режиме времени.

В целом, по мнению американских военных, аппарат должен повысить качество и скорость коммуникации солдат на поле боя. Пехотинец будет постоянно подключен к сети, что позволит каждому солдату, а не только командирам, оперативно получать полную картину боевых действий, и действовать по ситуации.

Кроме того, сеть ускорит время передачи команд от высшего армейского руководства – приказы будут поступать каждому бойцу. К тому же со смартфона можно делать множество других вещей, например, управлять беспилотным летательным аппаратом.

Единственное, чего пока не могут придумать в Пентагоне – как обезопасить передаваемые данные от похищения, ведь через сеть они так же легко могут попасть в руки врага.

Вообще, сама идея боевого смартфона сама по себе более жизнеспособна, чем ее предшественница – программа Land Warrior, от которой Пентагон отказался, оставив для музеев немало нелепых артефактов, рожденных умами ее разработчиков.

Например, система Nett Warrior. Ее функции те же, что и у боевого смартфона, но масса в несколько раз больше. Кроме того, она опутывает тело солдата метрами проводов. Клавиатура ввода по форме копирует магазин винтовки, чтобы помещаться в оружейный подсумок.

Что касается нового боевого смартфона, его тесты завершатся в июле. Видимо, тогда в Пентагоне и решат, какая концепция отвечает требованиям войск – недорогой легкий смартфон, расходный материал, который легко сломать и легко заменить новым, или крепкий и надежный аппарат, который стоит и весит на порядок больше. Если победит последний, можно надеяться, что выпустят и гражданскую версию аппарата – в России подобные "неубиваемые" устройства традиционно пользуются огромным спросом.

Бои ныне ведутся не только на театре военных действий, но и в компьютерных сетях. Причем значение этой среды с каждым годом растет.

Власти Ирана заявили об обнаружении нового вируса, созданного специально для атаки на правительственные органы и институты страны. Ему присвоили имя Stars.

Это троянская программа, которая проникает в защищенные сети и занимается шпионажем в пользу своего производителя. Кто может стоять за созданием вируса, в Иране пока не говорят, там якобы расшифровывают код троянца, чтобы понять, как он устроен и для каких конкретных целей нужен.

Иранские эксперты уже сравнивают Stars с вирусом StuxNet, который проник в программное обеспечение иранских центрифуг для обогащения урана и вывел почти 10% аппаратов из строя, нарушив ядерную программу страны. Что касается Stars, в российской "Лаборатории Касперского", которая, в числе прочих, анализировала код StuxNet и следила за его распространением, говорят, что ничего не знают о новой вредоносной программе. Пока ни одной из антивирусных компаний не присылали на анализ файлы, относящиеся к этому инциденту.

Впрочем, большинство атак имеют не военный и не политический, а чисто криминальный характер и имеет целью банальный отъем денег у населения. Главное – найти какое-нибудь рыбное местечко.

Катастрофа – именно так назвали в западной прессе то, что случилось с сетью Sony PlayStation Network. Мало того, что она из-за атаки неизвестных хакеров уже больше недели парализована, оказалось, что злоумышленники сумели похитить личные данные почти всех подписчиков PSN.

Почти 80 миллионов аккаунтов с паролями, именами, адресами домашними и электронной почты, датами рождения и, что самое страшное, возможно, и с данными кредитных карт. Причём сообщила Sony об этом только в среду, 26 апреля.

Да и о самом взломе рассказали только 23-го, в то время как атака началась ещё 17 апреля. И до сих пор неизвестно, успели ли хакеры использовать полученные данные и снять деньги с чужих счетов. Отметим, что значительная часть пользователей PSN находится в России.

Сейчас в Sony призывают пользователей, пострадавших от взлома PSN, к спокойствию. Но паника уже началась. Люди спешно блокируют кредитки. До сих пор неизвестно, когда сеть вернётся к работе. В Sony ограничиваются абстрактным "до конца недели".

Пока никто из хакерских группировок не взял на себя ответственность за этот взлом. Однако от него уже открестились небезызвестные "Анонимы", которые объявили войну Sony в начале апреля за то, что компания засудила двух подростков, взломавших Play Station и выложивших инструкцию, как это сделать, в Сеть.

Компания G-Data, специализирующаяся в компьютерной безопасности, подтвердила риск похищения некоторых данных, в частности, номеров кредитных карт. Посчитали в G-Data и возможную выручку хакеров, организовавших утечку – данные об одной кредитке могут быть перепроданы на подпольных форумах по цене до 70 евро, внутренняя валюта PlayStation Network может быть реализована со скидкой в половину – кредит в 50 евро продается за 25. Учитывая, что утечка затронула 77 миллионов пользователей, речь идет об огромных суммах. Так что эксперты советуют пользователям немедленно поменять все пароли, как только PlayStation Network вновь заработает, и впредь оставлять о себе только необходимый минимум информации.

Теперь – о персонах недели, людях, которые вызвали наибольший всплеск пользовательского интереса по данным компании Google.

Замыкает пятерку – президент России Дмитрий Медведев, совершивший разоблачительную поездку в Лыткарино и выступивший с рядом громких инициатив – от уголовного наказания за употребление наркотиков до отмены техосмотра автомобилей.

На четвертом месте – глава МВД Рашид Нургалиев на фоне перехода от милиции к полиции.

Иван Касперский – сын главы компании "Лаборатория Касперского", похищенный и благополучно освобожденный. Он занимает третью позицию.

На второй строчке – лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заявивший о намерении баллотироваться в президенты в 2012 году.

Лидирует глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, чье ведомство еще с прошлой недели подвергается серьезной критике в прессе.