Шедевры тропической Африки

В ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые выставлены 150 произведений из собрания художников Михаила и Леонида Звягиных. Экспонаты из глины, бронзы, дерева и кости знакомят посетителей с традициями народов Экваториальной Африки.

Открывшуюся экспозицию искусствоведы уже называют сенсационной, так как раньше шедевры из личной коллекции Звягиных никогда не выставлялись. Коллекция искусства тропической Африки, которую отец и сын Звягины собирали более 20 лет – единственная в России. Петербургские музейщики часто бывали в их мастерской, видели коллекцию, но с предложением устроить выставку не спешили. Договорились показать все эти предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Отделе личных коллекций. Сложность заключается в том, что серьезных специалистов по африканскому искусству в России крайне мало, и это в основном этнографы, а не искусствоведы.

Подготовленный зритель обратит на выставке внимание на одну деталь: ни на одной аннотации нет даты создания произведения. Связано это с тем, что африканское искусство традиционно, оно развивалось в жестких рамках. Узнать век или тысячелетие, когда были сделаны эти головы, можно только с помощью дорогого химического анализа.

Выставка совпала с событиями в Северной африке.Руководство музея организовало нехарактерную экспозицию вполне сознательно. Старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Чудецкая отметила: Толерантность – это расширение нашего принимаемого, расширение наших границ".,

Уже первые посетители выставки подтверждают позицию музейщиков. Загадочные фигуры африканских королей, сжимающих карающий меч, ритуальные щиты из панцирей черепахи, ткани, сотканные из неведомых европейцу волокон. Все это настолько красиво. что зразу же вызывает уважение и интерес. " В силу нашей истории и обстоятельств мы не имели контактов с той частью Африки, откуда происходят эти предметы искусства, откуда происходит эта пластика", – пояснила Анна Чудецкая.

Живописец и график Михаил Звягин заинтересовался африканским искусством четверть века назад. Отправной точкой были работы Модильяни и Пикассо – французов, которые интерпретировали африканскую скульптуру. Старший Звягин покупал все эти фигурки и ритуальные маски в Америке и Европе. Его не особенно волновало время их создания, аглавным критерием была эстетика. Постепенно он узнавал психологию бенинского или нигерийского художника. Европейцы, начиная еще с эллинов, стремились изобразить человека реалистически. У африканцев же все более сложно. Коллекционер рассказал: "У них распределение массы другое. Обратите внимание – все головы большие. Я спрашивал у африканцев: "Почему так? " Они объяснили: "Мы считаем, что у человека самое главное голова, и мы должны ее выделить".

Младший Звягин – Леонид – по профессии ювелир. Африканские вещи поражают его своим техническим совершенством. Если европейские мастера отливают скульптуру толщиной в 4-5 миллиметров, то африканские умудряются сделать полую легковесную фигурку. Толщина бронзы – всего полтора миллиметра. Это литье, которое затем чеканят, то есть, обрабатывают молоточками. Бронзой пользоваться могли далеко не все, а только те, кому дал поручение вождь. Это что- то вроде нашего государственного заказа.

Вождь звал какого-нибудь Бубу и говорил: "Ты, Буба, будешь лить".. А он без какого-либо художественного образования, вот все и получалось пропорционально", -- рассказал Леонид Звягин.

Несколько лет назад Звягиных обокрали. Воры унесли шедевры русской живописи, в том числе, "Автопортрет" Зинаиды Серебряковой. Старшего Михаила тогда жестоко избили, но когда он пришел в себя в больнице, его интересовало только одно: "Африкашек взяли? Нет? Полные идиоты!"

Все собранные на выставке фигуры и маски связаны с ритуалами, прежде всего, обрядом инициации, когда мальчик становился воином, то есть, переходил в другое состоянии. Впрочем, смерть для африканских народов – это тоже переход в другое состояние. Они считают, что предки живы, а с их косточками, сложенными в реликварии, можно разговаривать.

Коллекция отца и сына Звягиных постоянно пополняется. Хотя на выставке показали только малую ее часть -150 предметов, но уже договорились, что некоторые шедевры из керамики и текстиля коллекционеры подарят музею. Их мечта заключается в том, чтобы в Пушкинском появился отдел африканского искусства.