В храме Спаса на Нередице продолжается реставрация фресок

Реставраторы из Санкт-Петербурга восстанавливают росписи уникального храма Спаса на Нередице под Великим Новгородом. Церковь была построена в 1198 году князем Ярославом Владимировичем. Во время Великой Отечественной войны старинный храм был почти полностью разрушен.

Реставраторы из Санкт-Петербурга восстанавливают росписи уникального храма Спаса на Нередице под Великим Новгородом. Церковь была построена в 1198 году князем Ярославом Владимировичем. Во время Великой Отечественной войны старинный храм был почти полностью разрушен.

Церковь Спаса на Нередице относится к числу наиболее изученных памятников древнерусского зодчества. Первый музей в храме был открыт еще до революции, после военных разрушений реставрационная команда пришла в церковь в 1944 году.

В XXI веке подобно машине времени Нередица по-прежнему возвращает исследователей в русское средневековье. Последние открытия сделаны специалистами Санкт-Петербургского университета. Современный этап связан с использованием компьютерных технологий. Изучение дореволюционных фотографий и подбор цветов на основе сохранившихся фрагментов фресок позволил команде художника Татьяны Ласко выполнить проект реконструкции западной стены храма. Страшный суд Нередицы, как и большая часть фресок, погиб в 1941 году. Сегодня можно впервые представить цельную картину изображений конца XII века: списанные с простых новгородцев коренастые святые, красная река, уносящая грешников, и сатана – нечто без лица, удерживающее душу Иуды.

"Всем кажется, что XII век – это темное средневековье. Так вот храм Спаса на Нередице доказывает обратное. Это время очень высоких духовных помыслов и полетов", – говорит художник руководитель реставрационных работ Татьяна Ромашкевич.

После войны уцелела примерно десятая часть фресок Нередицы. Крупные фрагменты возвращены на стены, на сборку средневековой мозаики из мелких осколков может уйти еще не один год. "Я думаю, процентов сорок утраченной живописи можно вернуть, потому что очень многое уже определено, определились уникальные изображения", – говорит Татьяна Ромашкевич. Одно из самых загадочных изображений Нередицы – Христос в образе простого иерея.

При отсутствии финансирования на продолжение реставрации сотрудничество новгородского музея с петербургским университетом остается единственным перспективным направлением. Параллельно с созданием виртуальной программы Нередицы художники переносят восстановленные образы на холсты. "Холсты останутся. Интернет-проект – вещь замечательная. Она дает возможность обратить внимание школьников и студентов на храм. Нередица – памятник уникальный, таких в мире единицы", – подчеркивает архитектор, автор компьютерной реконструкции Сергей Голубков.

Наибольшие споры у специалистов вызывает колористика фресок. Она менялась от столетия к столетию. Компьютерные технологии как раз позволяют восстановить цвет изображений на определенное время. Мастера XII века расписывали княжеский храм в течение одного лета 1199 года. Старые фотографии и компьютерные программы позволяют в точности повторить изображение. Но как передать то, что накопила живая фреска за 800 лет?