Тема:

Альянс ВP и "Роснефти" 11 лет назад

"Роснефть" и ВР: альянс не удался

"Роснефть" выходит из сделки с BP, поскольку российский акционер ТНК-ВР - концерн ААР выдвинул неприемлемые условия. Однако BP заявила, что продолжит переговоры с "Роснефтью" по сделке, несмотря на истечение срока ее проведения. Как могут развиваться события дальше, Вести.Ru спросили экспертов.

"Роснефть" выходит из сделки с BP, поскольку российский акционер ТНК-ВР - концерн ААР выдвинул неприемлемые условия. В свою очередь, BP заявила, что продолжит переговоры с "Роснефтью" по сделке об обмене акциями, несмотря на истечение срока ее проведения. Как могут развиваться события дальше, Вести.Ru спросили экспертов.

"Все это время "Роснефть" занимала конструктивную позицию. Свидетельством тому явилось согласие на продление сроков сделки, а также готовность выкупить долю ААР совместно с BP по премиальной стоимости", - отметил источник "Интерфакса" близкий к российской государственной нефтяной компании. По словам источника, "Роснефть" готова рассмотреть предложения новых партнеров для работы в Арктике.

Источник подчеркнул, что "Роснефть" ранее не вела переговоры с другими международными компаниями, заинтересованными в арктическом проекте, по причине соглашения с BP. "С момента окончания срока действия соглашения с BP "Роснефть" рассмотрит все поступившие ранее предложения по шельфовым проектам и определится со стратегией привлечения партнера в Карском море", - отметил источник.

В свою очередь, BP заявила, что продолжит переговоры с "Роснефтью" по сделке об обмене акциями, несмотря на истечение срока проведения сделки. ВР попытается активизировать свои усилия, чтобы убедить ТНК-BP в целесообразности обмена акциями между компаниями. ВР и ААР сосредоточат свое внимание на развитии совместного предприятия - ТНК-ВР - и одновременно продолжат переговоры с "Роснефтью" о нахождении приемлемого решения, отмечено в совместном заявлении ААР и ВР.

"Приоритетом для ААР всегда было и остается успешное развитие ТНК-BP, одной из самых динамичных и прибыльных нефтяных компаний в мире. Мы приветствуем решение BP сфокусироваться на развитии нашего совместного бизнеса и надеемся, что новый этап сотрудничества между ААР и BP обеспечит дальнейший рост ТНК-BP как в России, так и за рубежом. Мы также видим много плюсов в возможном развитии проектов совместно с "Роснефтью" в рамках акционерного соглашения ТНК-BP и намерены продолжить обсуждение потенциального сотрудничества между BP, "Роснефтью" и ААР", - отметил глава "Альфа-групп" Михаил Фридман.

"ВР по-прежнему сохраняет интерес к России, с тем чтобы конструктивно работать с ААР и ТНК-BP и продолжать хорошие отношения с "Роснефтью". Все стороны усердно работали над достижением приемлемого решения, поскольку мы полагаем, это могло принести значительные выгоды акционерам ВР, "Роснефти", ААР и России", - заявил глав ВР Роберт Дадли.

"Пока официального объявления нет, и сложно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Не исключено, что "Роснефть" попробует взыскать с BP упущенную выгоду за срыв сделки, если такая возможность предусмотрена предварительным соглашением", - пояснил Вестям.Ru аналитик "Банка Москвы" Денис Борисов.

В целом, если одним из условий заключения сделки была необходимость покупки "Роснефтью" доли в ТНК-BP (исходя из оценки $80 млрд за всю компанию ТНК-ВР), то отказ российской компании от сделки выглядит вполне логичным, считает эксперт.

"Учитывая предполагаемые $80 млрд, ТНК-ВР оценили по мультипликатору EV/EBITDA 11 в районе 5-5,5, в то время как у самой "Роснефти" этот показатель находится на уровне около 4. Очевидно, что даже с учетом премии за контроль "Роснефть" была бы вынуждена заплатить за долю в ТНК-BP достаточно высокую цену, что на фоне начала коррекции на нефтяном рынке создало бы для компании дополнительные риски", - подчеркнул Борисов.

По его мнению, "Роснефть" может наладить сотрудничество с норвежской компанией Statoil, которая имеет опыт работы на шельфе северных морей.

Первым шагом, который позволит определить дальнейшую судьбу проекта, станет подтверждение наличия нефти в регионе. Пока шельф северных морей изучен крайне слабо. Компаниям предстоит провести сейсмические изыскания, затем пробурить поисково-разведочные скважины и оценить полученные результаты. "По моим оценкам, на это может уйти до семи лет. Возможно, если бы сделка состоялась, то этот процесс шел бы быстрее", - заключил Борисов.

Shell и Exxon выражали заинтересованность в сотрудничестве с "Роснефтью" на арктическом шельфе. "Считаю, что в сложившихся обстоятельствах "Роснефть" вернется к этим предложениям и начнет рассматривать варианты партнерства с другими компаниями. Хочу подчеркнуть, что главным для "Роснефти" при выборе партнера всегда был опыт работы в условиях Крайнего Севера. Именно с учетом этого условия будут выбирать компанию, которая заменит ВР", - пояснила Вестям.Ru аналитик ФК "Уралсиб Кэпитал" Юлия Новиченкова.

Задача по освоению нефтегазовых запасов на арктическом шельфе является важнейшей составной частью долгосрочной энергетической стратегии России, от которой она не может отказаться ни при каких обстоятельствах, поскольку экспорт энергоресурсов составляет 60% от всех экспортных поступлений в государственный бюджет, пояснил Вестям.Ru финансовый эксперт Евгений Полуэктов.

Сухопутные месторождения Западной Сибири вступили в фазу падающей добычи, а запасы новых месторождений на порядок меньше таковых в арктическом шельфе. При этом темпы падения добычи говорят о том, что через десять лет экспорт нефти сократится на 60 млн тонн в год, а замещения в структуре экспорта за счет иных отраслей экономики пока нет.

"Россия не откажется от освоения арктического шельфа, а "Роснефть" будет срочно искать замену ВР. С учетом финансовых, технологических возможностей и практического опыта в мире имеется всего несколько кандидатов. В первую очередь, это американская Shell, но у нее свои проблемы - это негласный запрет на сотрудничество с "Роснефтью" из-за долгосрочных политических интересов США, а также уже понесенные затраты в размере $3,5 млрд на опытные бурения на Аляске, которые попали под временный запрет, наложенный президентом США в 2009 году", - отметил Полуэктов.

Вторым кандидатом можно считать французскую Total, у которой есть финансовые и технологические возможности, но нет практического опыта работы в северных широтах. Кроме того, компания находится под серьезным политическим давлением со стороны французского правительства, интересы которого лежат больше в средиземноморском регионе, на что прямо указывает активность Франции в Ливии, отметил Полуэктов.

"Следующим реальным кандидатом можно считать норвежскую Statoil. Ее финансовые возможности скромнее, но она имеет достаточный опыт работы в Северном море. С учетом всех обстоятельств, наиболее предпочтительные позиции у Statoil", - заключил Полуэктов.