Ключевой причиной бензинового кризиса в республике стала ее зависимость всего от нескольких оптовых поставщиков в регионах Сибири, где был отмечен дефицит топлива и рост цен на него. Такое мнение высказало в пятницу Министерство промышленности и энергетики Тувы.
Закрытие в апреле на ремонт Ачинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), основного поставщика ГСМ для региона, также сыграло свою роль в обострении ситуации, сообщает ИТАР-ТАСС.
По данным министерства, республиканские АЗС закупают автомобильное топливо у четырех сибирских компаний, которые не имеют прямых контактов с нефтеперерабатывающими заводами и являются посредниками второго, а то и третьего уровня.
Однако владельцы тувинских АЗС вынуждены работать с ними, поскольку тоже не имеют доступа к прямым сделкам с НПЗ. Минимальный объем оптовых продаж с завода начинается с 500 тонн, которые не под силу ни одному из операторов регионального рынка нефтепродуктов.
Осложняет ситуацию и то, что в перестроечные 1990-е годы республика потеряла единственное нефтехранилище и бензин поступает в Кызыл "с колес".
Учитывая, что Тува связана с другими регионами практически единственной автодорогой М-54, любой форс-мажор на ней вызывает обострение на рынке ГСМ.
Республике для стабильного снабжения ГСМ необходимы еженедельные поставки бензина АИ-92 и АИ-80 в количестве по 500 тонн каждого. Разовые поставки по 100-300 тонн за неделю, которых с вмешательством правительства удалось добиться, не решали сложившуюся проблему.
Бензин на многих АЗС республики отсутствовал последние два дня, а там, где его отпускали, цена достигала 35 рублей за литр, а на заправке "Капитал" – 50 рублей. Для экстренных служб и пассажирского автотранспорта бензин отпускался по талонам.
Накануне состоялся телефонный разговор главы Тувы Шолбана Кара-оола с министром энергетики России Сергеем Шматко. После этого было объявлено, что Минэнерго РФ окажет всемерную поддержку республике в решении острого бензинового кризиса.