Все тайны Достоевского – в новом фильме Хотиненко

На канале "Россия" – премьера фильма "Достоевский" – про страстного игрока и любовника, каторжанина и великого писателя. В ленте режиссера Владимира Хотиненко по сценарию Эдуарда Володарского сыграли как признанные звезды, так и пока неизвестные молодые актеры.

На канале "Россия" – премьера фильма "Достоевский" - про страстного игрока и любовника, каторжанина и великого писателя. В ленте режиссера Владимира Хотиненко по сценарию Эдуарда Володарского сыграли как признанные звезды, так и пока неизвестные молодые актеры.

Примерно так будущий великий писатель выглядел в начале 1850 года, когда был отправлен на каторгу. С этого эпизода, резко развернувшего жизнь Достоевского, и начинается действие фильма Владимира Хотиненко. В течение следующих семи серий Достоевский пройдет путь от молодого автора противоречивой повести "Двойник" до признанного гения мировой литературы.

Народный артист России Евгений Миронов рассказывает: "Возможность была постоянного нахождения не просто в образе, а в образе нескольких возрастов, потому что в один и тот же день снимали, предположим, когда мне 50 с лишним, в этот же день через 2 часа, когда мне 29, 35, 40. Честно говоря, я никогда не размышлял, как я старел или взрослел. Что во мне менялось, себя же не видишь со стороны по фильму. Я не мог понять, как изменяется Федор Михайлович, пластически, внутренне, что с ним происходит. Вот это нужно было все держать в голове, чтобы потом выходить на площадку и знать, что ты сейчас делаешь".

Отношения с женщинами – один из киноприемов, позволяющих зрителю рассмотреть Достоевского и как человека, и как писателя. Чулпан Хаматовой досталась роль первой жены Федора Михайловича – Марии Исаевой, которая сначала его вдохновляла, но затем едва не сгубила его карьеру.

"Дублей было много, – вспоминает актриса. – Мне каждый раз было немного страшно за Женю, который каждый раз буквально грохался в обморок, но в этой сложности был невероятный азарт и интерес, потому что все творческие люди, они очень сами в себе сомневаются всегда. И им всегда нужна поддержка. И желательно, чтобы эта поддержка шла от самых близких людей. И когда такой человек, который в поиске, сомневающийся, видит вместо поддержки издевательство самого ближайшего человека, жены, это, конечно, чудовищно жестоко и тяжело".

"Он уже бронзовый, великий писатель и такой закостеневший чуть-чуть образ, которого в школе не очень любили читать, тяжелое вроде бы чтение, вот и я стал открывать для себя Достоевского параллельно с разработкой этого проекта и со съемками. До последних съемочных дней я узнавал Федора Михайловича как человека и, надеюсь, зритель сможет со мной проделать этот же путь", – делится режиссер Владимир Хотиненко.

Даже небольшую роль доктора Яновского, у которого Достоевский уводит жену, Владимир Хотиненко отдал Дмитрию Певцову, который с этой ролью блестяще справился.

"Федор Михайлович – это представитель писателей, которые взрывают. Он сам себе война. У него внутри война и плюс личность, его болезни, вот это несет эту войну в искусство. Это его, наверное, беда личная человеческая, и для нас как для актеров это причина, которая заставляет работать внутренне. Это очень интересный материал", – говорит Певцов.

Образ Достоевского авторы фильма складывали буквально по кусочкам – из воспоминаний его близких, друзей, из редких фотографий и рисунков. Евгений Миронов долго работал над голосом – чтобы он был таким же вроде бы сухим и тихим, но все же твердым и отчетливо слышимым.

Каждая серия фильма начинается сценой написания портрета Достоевского Василием Перовым. Этот образ мрачного мыслителя известен всем еще по школьным учебникам. Этот эпизод, который задумывался лишь фрагментом фильма, в итоге стал системообразующим – с каждой новой серией писатель приближается к хрестоматийному образу, но этот путь не менее драматичен, чем произведения Достоевского.