Катапульты

Открытие авиационного салона Ле-Бурже. 1999 год. Русские пилоты демонстрируют сверхманёвренный самолет с управляемым вектором тяги – Су-30МК. Поздний вывод из пикирования. Истребитель хвостовой частью задевает землю. На сверхнизкой высоте из горящего истребителя катапультируются два пилота.

Открытие авиационного салона Ле-Бурже. 1999 год. Русские пилоты демонстрируют сверхманёвренный самолет с управляемым вектором тяги – Су-30МК. Поздний вывод из пикирования. Истребитель хвостовой частью задевает землю. На сверхнизкой высоте из горящего истребителя катапультируются два пилота.

"Энергичный рывок из того "предусмотренного" мира в ныне действующий хороший, радостный мир", – так характеризует то событие директор программ по авиационным средствам спасения НПП "Звезда" Владимир Рафеенков.

Катапультные кресла спасли жизнь и пилотам в мае прошлого года. На учебном Як-130 под Липецком пилоты не справились с управлением.

"Отказал самолёт, лётчикам пришлось катапультироваться, оба выжили. Нам сказали по номерам, кресла вернули на завод. Наши кресла", – гордо говорит слесарь-сборщик катапультных кресел Виктор Макаров.

Кресла, спасающие жизнь, разрабатывают, собирают и испытывают в научно-производственном предприятии "Звезда". Ручная работа, штучный экземпляр. На сборку одного катапультного кресла уходит до трёх месяцев. Прежде чем оно спасёт жизнь пилоту, кресло не раз испытают на земле.

"Проверка перспективного катапультного кресла проходит при определенных углах наклона, с перегрузкой до 9 единиц", – поясняет испытатель авиационных средств спасения НПП "Звезда" Андрей Черкасов.

- Пуск, начинаем вращение.

Один круг, второй, третий. Перегрузка растёт. Кресло крутят на центрифуге, чтобы испытатель проверил ощущения. Три единицы, четыре, пять. При перегрузке в 9 единиц голову испытателя вдавливает в подголовник. На тебе – будто тонна веса. В таком положении кресло помогает пилоту, иначе в полёте можно сломать шею и позвоночник.

- "Как кресло тебя давило на девяти единицах?

"Кресло очень хорошее, удобное. Помогает тебе прицеливаться, стрелять. Голова не ездит, всё чётко", – подчёркивает удобство катапультного кресла лётчик-испытатель.

Катапультное кресло – самостоятельный летательный аппарат с двигателями, парашютами и электроникой. Встроенный компьютер так управляет работой порохового двигателя, что можно спастись, даже если машина перевернута и находится на высоте всего 20 метров, а то и ниже.

Так катапультное кресло выходит из кабины самолёта на скорости 1200 километров в час. Пилот резко тянет рукоятку управления катапультой, и тут же срабатывает система аварийного покидания самолёта.

"Когда у нас пошёл процесс катапультирования, после вытягивания ручек работает система фиксации: мне дальше дотягивает таз, притягивает плечевые ремни, фиксирует меня, поднимаются подъёмники ног, создают сгрупированную позу", – рассказывает о том, как на спасении лётчика работает кресло, директор программ по авиационным средствам спасения НПП "Звезда" Владимир Рафеенков.

Семейство кресел К-36Д стоит на вооружении российской военной авиации. Лучшего, по мнению экспертов, человечество ещё не придумало: время срабатывания – одна секунда.

Это уже испытание амортизационного кресла для перспективных вертолётов. Необычна поза манекена. Когда падает вертолёт, именно в таком положении находится пилот, испытывая несовместимые с жизнью перегрузки в 30-40 единиц. Кресло снижает реальную перегрузку до вполне переносимой (человеческой) в 15 единиц.

Для вертолёта Ка-52 "Аллигатор" в НПП "Звезда" разработали уникальную систему спасения пилотов: катапультное и амортизационное кресло – два в одном.

"За счёт деформации специальных устройств при аварийной посадке имеет место перемещение сидения и человека в нём относительно вертолёта. При ходе 300 миллиметров можно существенно уменьшить перегрузки", – говорит заместитель начальника научно-технического отдела НПП "Звезда" Виктор Наумов.

Кресло испытывают при движении в разные стороны. Так как вертолёт может лететь и падать в любом направлении. Для такого экстремального покидания машины за спинкой кресла – специальная пороховая ракета.

"Это самая настоящая ракета, которая имеет две ступени. Сопла расположены так, что ракета вращается, и тем самым обеспечиваем заданную траекторию полёта, чтобы лётчик не травмировался", – отмечает директор программ по авиационным средствам спасения НПП "Звезда" Владимир Рафеенков.

Катапультными и амортизационными системами оснащены все российские боевые самолёты и вертолёты нового поколения. В частях военно-воздушных сил на кресла "молятся" и говорят, что они спасли жизнь "целому полку пилотов".