Сенсации от археологов и выставка, которую нельзя описать

Сенсации от археологов и выставка, которую нельзя описать
Немецкие археологи объявили о сенсационной находке, которую уже сравнивают с открытием легендарной Трои. Американские ученые подняли со дня моря огромный якорь, предположительно, с корабля Черной Бороды. В Париже выставляется Аниш Капур, творения которого трудно описать. Обзор иностранной прессы.

Немецкие археологи объявили о сенсационной находке, которую уже сравнивают с открытием легендарной Трои. Американские ученые подняли со дня моря огромный якорь, предположительно, с корабля Черной Бороды. В Париже выставляется Аниш Капур, творения которого трудно описать.  Однако обзор иностранной прессы начнем всё же с истории одной "мальчиковой" группе, которой удалось потвторить достижения The Beatles.

Существует любопытный психологический феномен: дети моментально узнают предметы, специально для них сделанные. В случае игрушек, детских книжек или йогуртов это не кажется удивительным. Но вот как быть с музыкой?

Как подростки с первого взгляда и звука определяют, что именно эта музыка, именно эта группа сделана именно для них, и немедленно в нее влюбляются? Это есть великая загадка! Такого рода товаром является немецкая группа Tokio Hotel: девочки-подростки самых разных стран – от Германии и Франции вплоть до Мексики и Индонезии – моментально "заражались" ею. Посторонним этого не понять.

Два брата-близнеца Билл и Том Каулицы (Bill & Tom Kaulitz) родились в 1989 в Лейпциге. С детства они вместе музицировали, в 2001 году к ним присоединились два их приятеля, возникла рок-группа. Ее заметили взрослые дяди из концерна Sony, ребятам написали песни, придумали саунд, педагоги обучили их петь и играть на инструментах. Непосредственно перед выходом дебютного альбома в Sony решили, что не стоит овчинка выделки, что этот самолет не полетит. Контракт был расторгнут. В 2005 группу "подобрал" концерн Universal, она сменила несколько имен и стала называться Tokio Hotel. Играла она грустно-сладкий готик-рок.

Дебютный видеоклип Durch den Monsun крушил девичьи сердца. Невероятно накрашенный певец Билл Каулиц стал самым главным красавцем девичьего мироздания, дебютный альбом был распродан в количестве полутора миллионов экземпляров. В 2006 этот альбом попал во Франции на 19 место в хит-параде, в первую французскую двадцатку до тех пор не попадала ни одна немецкая группа, даже Kraftwerk.

Школьное образование братья Каулиц получали заочно, никто же не может ожидать, что суперзвезды будут сидеть за партами рядом с обычными детьми. После того как Билл и Том закончили среднюю школу, они тут же порвали и сожгли все свои тетради и учебники. И радостно доложили об этом журналу Bravo. В свою очередь немецкое министерство образования так гордилось тем фактом, что звездные мальчики всё-таки получили аттестаты, что даже наградило их призом за выдающиеся успехи. Tokio Hotel осыпан наградами, так что министерство образования тоже можно понять: кто же хочет оставаться в стороне?

Во время турне Tokio Hotel по Германии в 2007 дети собирались перед концертными залами за несколько дней, полиция устраивала облавы в палаточных лагерях, где своих идолов ждало несколько сотен человек. Рекорд был поставлен в Кельне: собралось пятьсот детей. Десятилетних сразу посылали в школу, более взрослых прогульщиков ожидали неприятности: письма в школу и штраф для родителей в размере 150 евро. Школьники, знавшие, что грядет полицейская облава, предъявили контролерам гору заготовленных заранее объяснительных записок, якобы написанных родителями (типа ребенок должен принять участие в похоронах бабушки или он чем-то болен).

На концерт Tokio Hotel в Трире в 2006 году собралось семь тысяч девочек, среди них разразилась массовая истерия, 240 из них лишились чувств, 16 отвезли в больницу, остальными занимались пять врачей и 85 санитаров. Многие девочки потеряли сознание еще до того, как группа поднялась на сцену. Врачи сочли, что виновато отсутствие установки для кондиционирования воздуха в зале, но, главным образом, повинны сами зрительницы. Уже во время выступления разогревающей группы девочки визжали, орали и танцевали до потери сознания. Многие из тех, кого врачи привели в чувства, вновь потащились к сцене, как только смогли снова встать на ноги. Значительная часть зрителей была младше 10 лет. Представитель "скорой помощи" Трира заявил, что 240 пострадавших – это как во времена битломании. Сегодня это очень необычно.

Видеоклип к песенке Der Letzte Tag снимали в Берлине. Впасть в истерику при виде Tokio Hotel собралось около тысячи девочек. Их сдерживали 80 полицейских и охранников. Девочки начали собираться с раннего утра, еще затемно. В полдень они начали истошно визжать. Через четыре часа на крыше кинотеатра перед площадью появились Tokio Hotel, и девочки перешли на истошный вопль, а в музыкантов полетели лифчики и любовные записки. Из-за разрывающего душу крика на площади невозможно было находиться. Через час все закончилось.

Но кричали девочки долго - пять часов без перерыва под палящим солнцем. 15 из них лишились чувств, у многих был тепловой удар. Куда спокойнее было двумя улицами дальше. Там в отель въехали Rolling Stones. Их встречало всего… три фана...

Девушки воспринимали участников Tokio Hotel как сверхсексуальных героев. На концертах поклонницы выводили на плакатиках, на майках или прямо на своей груди большими буквами "Улыбнись мне, и я разденусь" или "Билл, я тебе отдамся".

Детский металлоколлектив вызвал бурю насмешек со стороны сторонников настоящего металла, в Интернете появилось несколько страниц, посвященных только издевательствам над Tokio Hotel, на музыкальных форумах шло горячее обсуждение феномена непонятно откуда возникшей эйфории. Пародии на Tokio Hotel показывали по телевизору, группа была благодарной мишенью для пародирования. Второго такого настолько смехотворного коллектива даже не приходило в голову. Подводя итоги 2006 года, немецкий мужской журнал FHM опубликовал список ста наиболее асексуальных знаменитых женщин. На первом месте оказалась Бритни Спирс, на седьмом - Билл Каулиц, вокалист Tokio Hotel.

В деревне Лойче под Магдебургом, недалеко от дома, где жили братья Каулиц, есть остановка автобуса – этакий деревянный домик, похожий на большую собачью конуру. Этот домик был культовым местом для паломников со всей Германии, он был покрыт объяснениями в любви от пола до крыши. В 2008 году какие-то бессердечные варвары и вандалы его разломали. Деревенский совет решил утешить безутешных поклонниц и построить домик заново. А обломки бревен старого домика расщепить и продавать щепки в Интернете, словно церковные реликвии в мохнатом Средневековье. За куски дерева поклонники платили по 400-500 евро…

*** ***

Немецкие археологи объявили о сенсационной находке, которую они сделали в Греции. Ее уже сравнивают с открытием легендарной Трои. Найден античный город Абы, где в храме Аполлона находился знаменитый оракул.

Казалось бы, давно прошли те времена, когда немецкие археологи чуть ли не каждые пять лет делали в Греции и Малой Азии находки мирового значения, а неугомонный Шлиман раскопал древнюю Трою и открыл микенскую цивилизацию. Но сейчас немцы, похоже, снова обнаружили одну из легендарных древностей – город Абы, где в свое время находился оракул, чья слава не уступала знаменитому Дельфийскому оракулу.

Ложный след вел к богине Артемиде. "Еще в семидесятых годах наш коллега доктор Фельш в районе деревни Калаподи обратил внимание на то, что местные крестьяне время от времени находят фрагменты античных построек", - рассказывает сотрудник Немецкого археологического института в Афинах Райнхард Зенф (Reinhard Senff). Уже тогда немецкие археологи, что называется, впервые положили глаз на место будущего открытия. Однако археологи, проводившие тогда первые раскопки, думали, что обнаружили "всего лишь" храм Артемиды.

После нескольких лет раскопок и серии публикаций о них археологи свернули палатки, и внимание научного мира переключилось с деревеньки Калаподи на другие, казавшиеся более перспективными, места. Но, в конце концов, другой ученый из Немецкого археологического института в Афинах, профессор Вольф-Дитрих Нимайер (Wolf-Dietrich Niemeier) обратил внимание на несколько не вписывавшихся в признанную концепцию фактов. Так, в описаниях античных построек, сделанных экспедицией Фельша, он обнаружил признаки храмов более древнего периода, нежели предполагалось ранее.

Вновь начавшиеся раскопки показали, что храмы в Калаподи начали строить еще в бронзовом веке, а культовые сооружения образуют тут некую преемственность, сохранявшуюся более двух тысячелетий. "Это место служит живой иллюстрацией того, как развивалась древнегреческая архитектура – от маленьких тесных храмов с грубыми деревянными колоннами до громадных сложных комплексов", - рассказывает Райнхард Зенф.

Вторым открытием стал тот факт, что богиня Артемида не имеет совершенно никакого отношения к найденному храму. Археологам удалось установить, что храм, обнаруженный в Калаподи, был посвящен Аполлону, и что при нем находился оракул. А город, который тут когда-то стоял, является знаменитым городом Абы, детально описанным путешественником второго века Павсанием и упомянутым у Геродота. Что говорить, к оракулу в Абы (впрочем, безуспешно) обращался сам лидийский царь Крез, известный своим небывалым богатством.

"На месте раскопок очень долго не могли найти никаких надписей, - объясняет Райнхард Зенф нерасторопность археологов. - Первые обнаружили буквально пару лет назад на античной плите, которая была вмурована в христианский храм неподалеку. Потом нашли посвящения Аполлону, и всё стало ясно". В Средние века этот район Греции обезлюдел, развалины храмов ушли глубоко под землю. Что говорить, ландшафт со времен путешествия Павсания значительно изменился.

Научным центром, который внес громадный вклад в дело извлечения античной Греции в буквальном смысле слова из-под земли, стал Немецкий археологический институт в Афинах. Он курирует раскопки. Институт был основан в 1874 году. Именно его директор Вильгельм Дёрпфельд (Wilhelm Dörpfeld) учил Шлимана, уже признанного археолога-любителя, правильно, аккуратно вести раскопки, не уничтожая культурные слои. Именно отсюда осуществлялось руководство раскопок святилищ в Олимпии и Пергамского алтаря.

"Все находки, которые делают немецкие археологи в Греции, в Греции и остаются, - подчеркивает Райнхард Зенф. - За немцами зарезервированы лишь научные результаты исследований".

А что же оракул? Жрец, открывавший будущее, по гипотезе археологов, находился в обнаруженном подземном помещении, которое в течение столетий даже при перестройках храма, оставалось нетронутым. Впрочем, раскопки продолжаются. Можно утверждать, что город Абы еще не раскрыл всех своих тайн.

*** ***

В берлинском Музее Пергама проходит выставка сокровищ, найденных немецкими археологами на рубеже XIX – XX веков на Северном Кавказе. Многие из них уникальны. Проходящая в Берлине выставка называется "Серебряный конь". Директор музея Матиас Вемхоф (Matthias Wemhoff) вводит в курс дела: "Серебряный конь – это фалера, особое украшение, которое помещалось на голове "настоящего" коня. Но это не только украшение и предмет роскоши, фалера – знак отличия. Мы посчитали это символом древней цивилизации степных народов, которые были кочевниками, преодолевавшими верхом огромные расстояния. Мы рассказываем о регионе, который многими в Германии воспринимается как далекий и малоизвестный, и решили, что мы приблизимся к нашей цели так же, как это делали исследователи сто лет назад".

Поэтому экспозиция начинается именно с рассказа о путешествии немецких археологов. Мы видим огромную карту, которая соединяет кавказский регион с Берлином. Карта нарисована прямо на стене, по карте пунктиром проведена линия длиной в четыре тысячи километров. Немецкие археологи ехали сначала по железной дороге, потом на пароходе и, наконец (ведь это было сто лет назад), в запряженной лошадями повозке. Рядом – справка о тогдашнем состоянии дорог в Российской империи. С дорогами дело в целом обстояло плохо, хотя на почтовых станциях находились лошади, и телеграф вполне функционировал. В первом зале гремят голоса дикторов, которые читают отрывки из мемуаров участников экспедиций на Кавказ. Звучат длинные старомодные фразы о долгих сборах, трудностях пути и неожиданных приключениях. Никакая связная история при этом не рассказывается, скорее, создается настроение, настрой.

По полу идет белая пунктирная линия – та же самая линия, которая шла по карте на стене. Вокруг – нарисованные от руки горы, кое-где видны потеки краски, интерьер выставки похож на комикс или на стрит-арт. Фотографий нет совсем. Даже портреты участников экспедиций нарисованы на стене от руки. Лишь в углу одного из залов нужно смотреть в маленькую дырочку, чтобы увидеть современные цветные фотографии северокавказских пейзажей. Обстановка трехмерного комикса подчеркивает неполноту нашего представления об экспедициях столетней давности, вообще о тогдашней жизни, и тем более – о скифах и сарматах, живших за сотни лет до нашей эры.

В зале, в котором выставлен маленький серебряный кружок с лошадиной головой (тот самый знаменитый серебряный конь, который дал название выставке), на стене – цитаты из писем немецких археологов. Между прочим, появление серебряного коня в берлинском музее воспламенило очень многих: надо немедленно ехать на Северный Кавказ, искать и найти нечто еще более совершенное и фантастическое, чем эта фалера!

Рудольф Вирхов (Rudolf Virchow) – великий немецкий ученый, врач, основоположник клеточной теории в биологии и медицине. Кроме всего прочего, он основал берлинскую университетскую клинику Charité, которая носит его имя. Вирхов был к тому же страстным археологом и антропологом. В 1881 году на юге России он нашел во время раскопок несколько захоронений бронзового и раннего железного веков. Это были следы Кобанской культуры, названной так по имени осетинской деревни Верхний Кобан, где производились первые раскопки.

Свои находки Вирхов передал этнографическому музею в Берлине (Königliches Völkerkundemuseum Berlin). Это была самая крупная коллекция южнороссийских древностей за пределами России. Музей продолжил приобретать другие находки из русских собраний и посылать на Северный Кавказ своих собственных археологов. В то время разрешение на раскопки выдавалось в Санкт-Петербурге, а о вывозе в Германию найденных предметов договаривались – вполне законно – с конкретным землевладельцем. В результате чуть ли не всё, что находили, могли вывезти. Немецкие раскопки на юге России были свернуты за два года до начала Первой мировой войны, в 1912 году.

На выставке "Серебряный конь" доминируют маленькие предметы, которые хочется назвать трогательными. Это бусы, колокольчики, бронзовые зеркала, заколки, пряжки и ожерелья, подвески в виде оленей, медведей и уток. У них странные формы, странный дизайн, маленькие бронзовые топорики имеют округлую форму, их поверхность покрыта резьбой. Есть и крошечные топорики, размер лезвия – пара сантиметров. Тут хотелось бы прочитать комментарий, но на стенах лишь нарисованные карикатурные горы. Утешаешь себя тем, что когда археологи выкапывали эти вещи, у них тоже не было перед глазами научного комментария.

Отдельный зал посвящен золоту сарматов. Наверное, именно так и представляют себе золотой клад дети, читающие приключенческие книжки: гора маленьких круглых блесток из блестящего желтого металла, каждая чешуйка аккуратно изогнута и просверлена. Есть и кувшины, а также наконечники стрел, и опять – заколки, бусы и пряжки без конца и края. Бусы сделаны из красных камней, каждый камень – круглый, но его форма далека от идеального шарика, от этого у каждого ожерелья – свой ритм, своя органичная пластика, бусины как бы "дышат". Обращает на себя внимание стопка из пятиконечных металлических звезд с квадратной дыркой посередине. Звезды уложены крест-накрест так, что все вместе они образуют что-то вроде плотной шишки. Это навершие булавы. Булава маленькая, размером с кулак, луч каждой звезды аккуратно выкован. Использовалась она и как боевое оружие, и как знак власти.

*** ***

Бывший участник The Beatles сэр Пол Маккартни объявил онлайн-конкурс каверов на свою сольную композицию Maybe I'm Amazed. О старте конкурса Маккартни сообщил посредством официального микроблога на Twitter.

Для участия в конкурсе требуется записать собственную версию песни Maybe I'm Amazed и добавить ее в формате видеофайла на YouTube, сделав ответом к официальному видео "Maybe I'm Amazed". Победителем станет видео, которое соберет больше всего отметок "Мне нравится".

Официальные сроки конкурса – с 26 мая по 23 июня 2011 года. К участию будут допускаться только видео, загруженные в этот период времени. Победитель получит набор из трех переизданных в делюкс-варианте сольников Маккартни: McCartney, McCartney II и Band On The Run.

Это уже второй официальный конкурс каверов, проводящийся Маккартни на YouTube. В 2010 году музыканты соревновались в исполнении другого хита экс-битла Band On The Run.

Песня Maybe I'm Amazed была впервые издана на альбоме McCartney в 1970 году. Она была написана незадолго до распада The Beatles и посвящена жене Пола – Линде. После выхода песня попала в ротацию большого числа радиостанций и стала хитом, несмотря на то, что Маккартни отказался выпускать ее в виде сингла.

В числе прочих кавер-версию Maybe I'm Amazed делали в 1971 году участники группы The Faces. В 2010 году эту песню исполняли певица Нора Джонс и бывший барабанщик Nirvana, также лидер Foo Fighters Дэйв Грол в честь награждения Маккартни премией Центра Кеннеди (Kennedy Center Honors).

*** ***

Участник Bee Gees Барри Гибб опубликовал на YouTube архивный видеоролик с участием Майкла Джексона. На официальном сайте исполнителя сообщается, что запись была сделана в 2002 году, когда Гибб и Джексон работали над совместной композицией.

Песня называлась All In Your Name. Исполнители работали над ней в студии Middle Ear в декабре 2002 года. Именно там и были отсняты видеоматериалы, общий хронометраж которых составляет более двух часов. Продолжительность опубликованного Гиббом ролика - всего полминуты. Отметим, что ранее фрагменты аудиозаписи All In Your Name уже можно было найти в Интернете, однако возможность увидеть, как Джексон работает над этим треком в студии, появилась впервые.

"Майкл Джексон был моим лучшим другом. Нас притягивала одна и та же музыка, кроме того, нам нравилась идея сотрудничества. Джексон был человек, с которым было просто работать", - пишет Барри Гибб. Также музыкант добавляет, что надеется когда-нибудь выпустить окончательную версию песни All In Your Name.

*** ***

Сэр Элтон Джон и его партнер Дэвид Ферниш стали номинантами на британскую награду "Лучший отец года". Как сообщает Contact Music, они стали первой парой нетрадиционной сексуальной ориентации, включенной в шорт-лист премии.

Джон и Ферниш стали родителями в декабре 2010 года. Их сын Закари Джексон Левон Ферниш-Джон родился в Калифорнии от суррогатной матери, имя которой держится в секрете. По словам новоиспеченных родителей, они стараются окружить сына заботой, чтобы обеспечить ему счастливое детство.
За титул лучшего отца в 2011 году также будут бороться футболисты Уэйн Руни (вместе с женой Колин он воспитывает сына) и Дэвид Бекхэм (у спортсмена и его супруги Виктории трое сыновей, а в скором времени должна родиться дочь), а также телеведущий Джонатан Росс (трое детей), участник группы Take That Гари Барлоу (трое детей) и другие британские знаменитости.

Церемония вручения премии лучшему отцу состоится 19 июня, когда отмечается День отца. Премия вручается знаменитым родителям, которые, по мнению экспертной комиссии, лучше других сумели найти баланс между обязанностями по воспитанию детей, работой и светской жизнью.

Учредителем награды является крупнейшая британская сеть отелей Premier Inn.

*** ***

Американские ученые подняли со дня моря огромный якорь, предположительно, принадлежавший кораблю легендарного английского пирата Эдварда Тича по прозвищу "Черная Борода".

Якорь весом более тонны обнаружили у берегов Северной Каролины, где предположительно и затонул его корабль "Месть королевы Анны" в 1718 году. Сам Эдвард Тич, несколько лет державший в страхе все атлантическое побережье Америки, был убит несколькими месяцами ранее.

Именно он стал прототипом одноименного персонажа в фильме "Пираты Карибского моря".

Его роль сыграл английский актер, обладатель премии "Золотой глобус" Иэн Макшейн.

По словам археологов, обнаруживших обломки судна, на дне остается немало вещей, которые могут быть интересны любителям пиратских историй.
Марк Уайлд-Рамсинг, руководящий проектом, говорит, что главная сложность заключается в том, что за три столетия обломки корабля "склеились" вместе, а это затрудняет работы водолазов.

Группа археологов надеется поднять со дна все содержимое корабля к концу 2013 года.

В январе этого года ученые обнаружили фрагмент сабли французского дизайна, которая предположительно принадлежала Черной Бороде.

Эдвард Тич – знаменитый английский пират, действовавший в районе Карибского моря в 1710-х годах. В 1718 году губернатор штата Вирджиния пообещал за его поимку 100 английских фунтов. В том же году Тич был убит.

*** ***

Впервые имя этого скульптора прозвучало в Париже в начале 80-х, сегодня, тридцать лет спустя, он "грандиозно" вернулся. После немца Ансельма Кифера, американца Ричарда Серра, француза Кристиана Болтански, "Монумента" пригласила британца – Аниша Капура.

На 13,5 тысячах квадратных метров каждый год современный художник выставляет свой объект. У Капура получилось "пространство в пространстве" под сводами Grand Palais.

Проходя через турникеты на входе, зритель сразу оказывается внутри "Левиафана" – в пространстве, ни точный цвет (зависит от неба над Парижем) которого, ни форму (у него несколько различных сферических "ответвлений"), описать не удаётся.

Зато точно описываются физические переживания: уши закладывает от разницы в давлении, дыхание становится более глубоким, и тело при этом накрывает волна тепла "Левиафана".

Этот объект ставит под сомнение все, что мы знали до этого момента об искусстве, о своем теле, о своих самых личных переживаниях. Этого и добивался скульптор: "Поучаствовать в эмоциональном и философском эксперименте при помощи абсолютно "физических" средств".

Комментарий Орели Лесу, руководитель отдела по связям с общественностью Centre National des Arts Plastiques: "Левиафан" не существует отдельно от Гран Пале: и внутри, и снаружи на него "откладывается" отпечаток здания: тени сводов делят его на сегменты. Не только дворец меняет скульптуру, но и сам "Левиафан" меняет внутреннюю структуру Гран Пале".

В Гран Пале – аншлаг. Послушать Аниша Капура пришли сами французы, а также туристы, которые уже только из-за "Левиафана" счастливы быть в Париже. Усаживаются прямо на полу; на импровизированной сцене – Капур, французский архитектор Жан Нувель, и куратор экспозиции Жан де Луази. Аниш Капур и Жан Нувель – давние друзья, сделавшие несколько совместных проектов. Почему в этот вечер они вместе?

Париж поменял свой облик в последнее время, говорит Жан де Луази, с архитектурой Жана Нувеля: здание Института арабского мира, "совершенно карточный домик" Фонда Cartier, музей на набережной Бранли. Здесь же, в Париже, в данный момент можно посетить сразу три экспозиции со скульптурами Аниша Капура: 75 тысяч кубических метров в Гран Пале, объекты в галерее Kamel Mennour с общей идеей о "бестелесности", а также экспозиция скульптур из цемента в часовне Высшей школы изобразительных искусств (École nationale supérieure des beaux-arts).

Аниш Капур родился в Бомбее в 1954 году, с 71-го он живет в Лондоне. Его работы выставлялись в самых знаменитых музеях мира: "Гугенхейме", Лувре, "Тейт Модерн", Роял Академии. А для летних Олимпийских Игр 2012 года в Лондоне Аниш Капур создаст 116–метровую скульптуру "Орбита".
"Монумента" с "Левиафаном" Аниша Капура открыта в Большом дворце до 23 июня.