Уникальная икона меняет лик в зависимости от наклона

В Омске пытаются разгадать тайну уникальной иконы "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Под определенным углом зрения лик Пророка сменяется ликом Иисуса Христа. Уникальный экспонат сотрудники Омского историко-краеведческого музея обнаружили во время недавней экспедиции в запасниках одного из музеев.

В Омске пытаются разгадать тайну уникальной иконы "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Под определенным углом зрения лик Пророка сменяется ликом Иисуса Христа. Уникальный экспонат сотрудники Омского историко-краеведческого музея обнаружили во время недавней экспедиции в запасниках одного из районных музеев.

Этот образ в семье Зои Александровой передавался только по женской линии – от матери к дочери. По воспоминаниям бывших владельцев, икона попала в Сибирь, предположительно, в XIX веке вместе с переселенцами из Черниговской губернии. Семейную реликвию хранили в красном углу.

"Естественно, копоть, гарь, свечи. И по традиции икона мылась на Рождество и на Пасху. Возможно, поэтому и произошло утоньшение верхнего красочного слоя, почему и стал просматриваться ниже лежащий лик", – рассуждает главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Раиса Шанева.

Реставраторов поразил оклад иконы – образец традиционного золотого шитья, был закреплен на торцах с помощью деревянных гвоздей, которые не менялись с момента ее изготовления. В процессе изучения реставратору Наталье Минько удалось установить дату создания образа.

"Весь фон, который мне удалось исследовать в ультрафиолетовых лучах – лаковая поверхность, люминисцирует. Это говорит о том, что икона может быть датирована XVIII веком", – реставратор Наталья Минько.

Под действием ультрафиолетовых лучей отчетливо проявились и свинцовые белила нижнего слоя. Второй, скрытый, лик иконы, как предполагают специалисты, изображение Иисуса Христа, виден под определенным углом.

Природа этой двуликости стала темой научных споров. Некоторые искусствоведы считают, двуликое изображение – это особый смысловой художественный прием иконописца. Другие говорят о том, что на иконе – два разновременных слоя изображений.

"В иконописи использовали старые доски. Это было в практике иконописцев. Иногда они счищали уже почти исчезнувшее изображение, записывали новый сюжет, иногда поверх писали", – поясняет Раиса Шанева.

Сейчас уникальную икону готовят для участия в фестивале "Интермузей-2011", который пройдет в Москве. После завершения форума изучением образа займутся столичные специалисты.