Директора школ: чтобы быть спокойным за ребенка, его надо заинтересовать

В преддверии Международного дня защиты детей оргкомитет конкурса "Директор школы – 2011" решил узнать мнение школьных директоров и педагогов России по широкому спектру вопросов, связанных с защитой и безопасностью школьников. Подавляющее большинство руководителей школ считают, что лучшей формой защиты учеников является не столько применение технических средств обеспечения безопасности, сколько высокая квалификация директоров и педагогов. Кроме того, значительное количество директоров полагает, что, несмотря на современные технологии, нынешние школьники менее защищены, и в советское время за безопасностью следили гораздо строже.

Директора школ по-разному понимают, что такое защита и безопасность детей, поэтому одни руководители считают необходимым сконцентрироваться на качественной охране здания и прилегающей территории (38%), другие – на организационной безопасности и соблюдении дисциплины (47%), а третьи ставят во главу угла охрану здоровья учеников и их психологический комфорт (40%).

Однако абсолютное большинство опрошенных (84%) сошлись в едином мнении: квалификация педагогического и административного состава – ключевое звено в обеспечении безопасности, так как ничто так не вредит ученику и ничто так не понижает мотивацию ребенка к учебе, как низкая квалификация и непрофессионализм работников школы. Интересно отметить, что обеспечение безопасности с помощью технических средств (видеонаблюдения, специальных систем оповещения) считает необходимым лишь 18% опрошенных директоров школ.

Несмотря на то, что в современных школах появилось больше современных технологий по обеспечению безопасности в школе, 28% директоров считает, что в наше время общество "игнорирует" предпосылки опасности, и что в советское время за безопасностью следили строже. Лишь 11% считают современные школы более надежными. Тем не менее большинство директоров (65%) полагают, что нельзя сказать, в какое время было безопасней, так как решающий фактор – не особенности той или иной эпохи, а действия и чувство ответственности конкретного руководителя школы.

С тем, что в школах требуется проведение дополнительных мероприятий по безопасности детей, согласно подавляющее число респондентов. Однако мнения о том, стоит ли это делать в обязательном порядке или на добровольной основе, разделились практически поровну. 52% директоров школ считают, что нет необходимости в принуждении, но в своей школе они хотели бы осуществить эту инициативу, чтобы дети были более грамотны в вопросах безопасности, а родители еще больше доверяли бы учебному заведению. А 41% опрошенных полагает, что проведение дополнительных занятий нужно ввести во всех школах в обязательном порядке, так как в первую очередь именно школа должна давать детям знания об их безопасности.

В большинстве случаев дети могут при нарушении своих прав самостоятельно, без участия родителей, решить проблему: обратиться к классному руководителю (94%) или директору (92%), а также к завучу (80%). Лишь 10% опрошенных отметили, что при нарушениях прав ребенка в адрес администрации школы могут обратиться только родители с официальным заявлением.

Отвечая на вопрос: "Нужна ли в каждой школе отдельная ставка для специалиста по защите прав детей или можно обойтись повышением квалификации по этой теме для обычных педагогов?", – большинство респондентов отметило, что инициатива введения в штат школы отдельного специалиста им нравится, однако и без этого защита прав детей в достаточной мере обеспечивается государственными органами и организациями (42%).

Голоса тех, кто полностью поддерживает введение этой ставки, и тех, кто категорически возражает, разделились практически поровну – 27% и 29% соответственно. Кроме того, многие директора школ отметили, что при отсутствии в школе атмосферы взаимного уважения и доверия "никакие специалисты и юристы не помогут", и что лучшей гарантией соблюдения прав всех участников учебного процесса является уважительное отношение между учителями, детьми и родителями.

С тем, что к вопросам защиты и безопасности в школе необходимо активно привлекать самих учеников, согласны 92% директоров российских школ. Одна из главных гарантий защиты ребенка, обеспечения его школьных успехов, а значит, и профессионального будущего – это высокая мотивация ребенка к учебе, которая зависит от квалификации педагогов и руководителя школы. Участники Всероссийского конкурса "Директор школы – 2011" применяют эффективные способы поддержания интереса ребенка к учебе и обеспечения психологического комфорта школьников.

Конкурс "Директор школы" – ежегодный всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений, который проводится с целью выявить и изучить достижения отечественных директоров школ и предложить их ценный управленческий опыт к масштабному использованию школами во всех регионах страны. Конкурс проходит при поддержке Министерства образования и науки России, Общественной палаты, Института развития образования НИУ – ВШЭ, Российской академии образования. Организатором конкурса является журнал "Директор школы" – старейшее и самое популярное издание для директоров образовательных учреждений и руководителей органов управления образованием.

Победителем конкурса в прошлом году стал директор ижевской школы № 97 Ахтам Чугалаев. За успешную деятельность на своем поприще он награжден дипломом I степени, хрустальной медалью "Лучшего директора школы – 2010" и сертификатом на получение денежного приза в размере 200 000 рублей. Второе место – за директором гимназии № 210 "Корифей" Екатеринбурга Алексей Бабетов, а третье заняла директор школы №279 Санкт-Петербурга Анна Меньшикова.

Сегодня