"Гвинейский шельф". Специальный репортаж М.Бондаревой

Это сейчас он "Джибло". Стопятиметровый гигант, как его называют, "отец" океанского флота Экваториальной Гвинеи. На самом же деле построен он в городе Николаеве, на тех же верфях, где когда-то строили советские авианосцы.

Это сейчас он "Джибло". Стопятиметровый гигант, как его называют, "отец" океанского флота Экваториальной Гвинеи. На самом же деле построен он в городе Николаеве, на тех же верфях, где когда-то строили советские авианосцы.

Но "происхождение" – не единственное, что связывает это судно с нашей страной (точнее, с Советским Союзом). Матросы и капитан корабля – русские. Работа в прямом смысле "пыльная" и иногда круглосуточная. Выносливость и профессиональное мастерство – вот за что "наших" здесь предпочитают своим.

Сегодня это судно – почти единственная "транспортная" связь между островами страны. Палуба полна. Здесь есть все: и местные жители, мигрирующие с одного острова на другой вместе со всем нажитым имуществом (как нам рассказали, это странное "хобби" гвинейцев). И грузы, которые перевозят местные мелкие предприниматели.

Гвинея – это на западной (атлантической) стороне Африки. Экваториальной Гвинеей страна стала в 68-м, с обретением независимости после пяти веков испанского колониального владычества.

Но даже обретя свободу, Экваториальная Гвинея по-прежнему жила за счет нехитрого экспорта: рыба, кофе, какао, древесина. Основа экономики – мелкие крестьянские хозяйства. Только примитивный ручной труд, результат – соответствующий. За год сбывали менее девяти тонн кофе, не больше тысячи кубометров леса. И это в лучшем случае.

Инфраструктура разрушена, голод, эпидемии, население ютится в лачугах. Гвинейцы живут за чертой бедности. И именно в этот момент в поисках деловых партнеров страна наводит мосты в отношениях с Советским Союзом.

Здесь и сейчас повсюду видны следы старой дружбы. Даже вертолеты, которые нас ждут, сделаны на московском заводе. Ми-24, он же "крокодил", Ми-26 – он же "корова" – и, конечно, Ми-8 – он за нами и прилетел. Кстати, экипаж "воздушного корабля" тоже наполовину русский.

Я запрыгиваю в Ми-8: "Ну что? Полетели!" С воздуха видно, как все изменилось. Стране повезло. Можно сказать, "вытянула счастливый билет"! В 84-м близ Малабо нашли нефть, больше миллиарда баррелей. Это автоматически выводит республику на 40-е место в мировой "табели о рангах". А где нефть – там и газ. Свыше 200 миллиардов кубометров.

Экваториальную Гвинею тут же называют "африканским Кувейтом". Иностранные партнеры не заставили себя ждать. Американские корпорации "Маратон", "Эксон-Мобил", "Шеврон", "Амерада Хесс" буквально бились за право осваивать местные недра.

Нефтяной бум означает нефтедоллары. Только за первые годы работы Соединенные Штаты инвестировали в местную экономику более 5 миллиардов.

В 91-м на шельфе добывают 160 тонн нефти в сутки. В 95-м – уже около полутора тысяч тонн. В конце 90-х стоимость годового экспорта доходит до 25 миллионов долларов.

Американцы спешно начинают разрабатывать новое месторождение – Зафиро. Нефть становится основной статьей дохода Экваториальной Гвинеи.

Гвинейский залив. Это место можно считать в прямом смысле центром мира – именно здесь пересекаются экватор и нулевой меридиан.

Но все же основная "ценность" этого залива вот в этих нефтяных вышках и платформах. Каждый день здесь добывают порядка 350 тысяч баррелей и при таком же темпе только разведанных запасов должно хватить на 150 лет. Именно поэтому Гвинейский залив по значимости очень часто приравнивают к Мексиканскому.

Кстати, в плане распределения нефтяных доходов у гвинейцев есть чему поучиться. Страну не узнать. Во-первых, население выросло почти втрое! За каждого ребенка – премия от государства. С получением образования социальный бонус растет.

Теперь благодаря добыче нефти в Экваториальной Гвинее стало больше ресурсов, и важно правильно ими распорядиться. Важно направить эти ресурсы на развитие базовых отраслей промышленности. Инвестировать в то же развитие сельского хозяйства, развивать животноводство. Очень важно и образование.

Обучение, пожалуй, – основная задача. Даже сейчас иностранные компании стараются местных на работу не брать. Во всяком случае – не подпускать к высокотехнологичному производству. Предпочитают более квалифицированных филиппинцев, испанцев, португальцев, китайцев… и русских, конечно.

И действительно, при всем развитии экономики в сельской местности встречаются гвинейцы, которые пугливо сбегают от съемочной группы. Оказалось, камеры испугались. Говорят, она отбирает жизнь! Такая вот индустриализация…

Зато размах строительства впечатляет. Прямо посреди джунглей – безупречные дороги, мечта любого автомобилиста. Вместо тростниковых бунгало – вполне себе европейского вида виллы. И все это появилось за последние 8-9 лет. Цементные заводы не справляются. Производство цемента – что называется, в две смены.

"Если не будет цемента для строительства, у нас не будет ничего. Наша страна потребляет около 1 млн тонн цемента в месяц – это очень много для нас, и заказы постоянно растут. Эта фабрика производит 280 тысяч тонн, и мы планируем расширять производство, т.к. уже перестаем справляться с заказами", – говорит Фаустино Ндонг Эду, главный инженер цементного завода.

В общем, полстраны – одна большая стройка. Вот и огромный стадион заложили – панафриканские игры проводить.
Между прочим, гвинейская промышленность – не только добыча нефти. Растет в мире спрос на метанол – тут же строят метаноловый завод.

Кстати, на традиционном для страны экспорте нефть крест не поставила. Какао, кофе и, конечно, древесина – по-прежнему важные статьи доходов. Гвинея славится ценными тропическими породами дерева.

До открытия нефтяных месторождений основным производством здесь была обработка древесины. Это тропические сорта деревьев – они очень прочные и тяжелые: каждое такое бревно весит порядка 40 тонн. А делают из него вот такие деревянные пластины, которые потом можно использовать в строительстве. И вот такими упаковками древесина идет на экспорт – в основном в Европу.

Промышленность подтянула за собой энергетику. Старые тепловые станции с таким количеством новых предприятий просто не справляются. Поэтому строится новая ГЭС. Специально для энергоснабжения будущих заводов. Кстати, это еще и очень живописное место. Энергию здесь получают от водопада. (Называется он, между прочим, так же, как известный местный корабль – Джибло).

При этом деньги в стране считают. И национальные богатства иностранцам запросто не раздают. Пришла в республику работать зарубежная компания, открыла свое предприятие – пожалуйста! Но по закону больше 50%, то есть контрольный пакет, принадлежит государству.

Гвинейцы вообще не прочь переложить часть своих расходов на тех, кто зарабатывает на сырье. К примеру, та же американская "Маратон ойл" ежемесячно отчисляет деньги (13 тысяч долларов) на содержание посольства Экваториальной Гвинеи в США.

Или вот масштабная жилищная программа. Крыши из пальмовых листьев меняют на алюминиевые – учитывают стопроцентную влажность и частые ливни, которые могут идти неделями. При этом кампанию по замене крыш частично спонсируют те же нефтяные магнаты.

Но это не единственная "выгода" для местных. Такие программы – хорошие помощники в борьбе с безработицей. Вот, например, завод по производству этих самых крыш. А это уже сотни рабочих мест.

"У нас живут очень бедно, я недавно закончил учиться, все мои одноклассники сидят без работы. Хорошо, когда есть чем заняться, плюс зарабатываю, конечно, – у нас с деньгами худо", – рассказывает Гаминго Митео, рабочий завода по производству алюминиевых крыш.

Государство небольшое – так что президент все важные строительные объекты инспектирует лично. По уточненным данным, в Экваториальной Гвинее проживает меньше полутора миллиона человек – это примерно как население Новосибирска.

Впрочем, для статистики это скорее плюс. Позволяет похвастаться стремительным ростом ВВП. Если пересчитывать на душу населения, то на каждого человека приходится почти 38 тысяч долларов – 26-е место в мире.

Конечно, повторить небывалый взлет 97-го года, когда гвинейский ВВП взлетел на 154%, республика уже вряд ли сможет. Самые густые сливки с нефтяных месторождений уже сняли. Но и во втором тысячелетии, несмотря на замедление темпов, есть чем гордится. В 2004-м – плюс 45%, в 2007-м – 25%, в кризисном 2008-м – 13%.

Не в новинку Экваториальная Гвинея и российским компаниям. Присматривались давно. "ЛУКойл" вел переговоры с 2006 года – пока результатов не добился. Слишком уж большая фора у американских компаний. А вот "Газпромнефть" прошлым летом сумела договорится с GEPetrol о разработке сразу двух участков на шельфе – инвестиции на три миллиарда долларов.

И сейчас президент Мбасаго едет в Россию на встречу с Дмитрием Медведевым. И не только как председатель Африканского Союза, но и договариваться о новых совместных проектах.

"Наши отношения с Россией никогда на самом деле не прерывались. Россия всегда нас поддерживала в сферах обороны и безопасности, которые так важны. И мы готовы к серьезному расширению экономических отношений с Россией. С президентом Медведевым предстоят серьезные переговоры. Основа наших отношений – это принцип взаимовыгодности. Мы заинтересованы в российских технологиях, но мы думаем, что в Экваториальной Гвинее тоже есть то, что может заинтересовать Россию, – наши природные ресурсы", – говорит президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого.

Пока российское присутствие в Африке не слишком велико, в отличие от тех же Штатов. Если смотреть на карту, картина такова: Россия помимо Экваториальной Гвинеи более-менее "осваивает" Гамбию, Сьерра-Леоне, Кот-Д’Ивуар, Гану, Зимбабве, Мозамбик и Эритрею. То есть наши интересы – прежде всего металлы и нефть. Для сравнения, американские компании континент буквально заполонили.

Или вот еще одна сфера сотрудничества с теми же гвинейцами – туризм. Роскошные пляжи? Есть. Красоты природы? Предостаточно. Национальный парк Monte Alen – настоящее сокровище. Даже гольф-куророт в наличии.

В отличие от многих африканских стран, в Экваториальной Гвинее вооруженные конфликты остались в прошлом. Основная религия – христианство, католицизм, если точнее. Но со своим "почерком". Только вот инфраструктура развита слабо.

"Мы сейчас инвестирует значительные средства в инфраструктуру туризма. Строятся аэропорты, порты, другие объекты инфраструктуры – гостиницы, места, где туристы могли бы развлекаться. В нашей стране прекрасные пляжи, но их надо обустроить. Хотим развить и экологический туризм: значительная часть нашей территории – национальные парки, охота на некоторых животных запрещена – для туристов у нас есть все прелести дикой природы", – говорит президент Мбасого.

О.Кориско считается жемчужиной Гвинейского залива. Тут сейчас полным ходом идет стройка. Собираются делать туристический центр. Место достаточно дикое и аутентичное. Но при этом уже заканчивается строительство взлетно-посадочной полосы. Строятся гостиницы и бунгало. И, как обещают власти, уже через год все будет готово!

И в самом деле, при виде местных красот с вертолета дух захватывает. У Гвинеи действительно есть все шансы сделать не только нефть, но и туризм основой своего благополучия. Главное, чтобы нефтяная эйфория не помешала ими воспользоваться.