Электричку "Белгород – Харьков" могут отменить из-за контрабандистов

Российско-украинскую электричку "Белгород – Харьков" могут отменить. На том, чтобы пассажиры ездили из одной страны в другую с пересадкой, настаивают железнодорожники и пограничники. Электропоезда, которые не останавливают для таможенного досмотра, очень удобны для перевозки контрабанды.

Российско-украинскую электричку "Белгород – Харьков" могут отменить. На том, чтобы пассажиры ездили из одной страны в другую с пересадкой, настаивают железнодорожники и пограничники. Как выяснилось, электропоезда, которые не останавливают для таможенного досмотра, очень удобны для перевозки контрабанды.

40 минут на проверку документов и досмотр груза. Вслед за пограничниками таможенники входят в забитый до отказа товаром вагон электропоезда.

- Какие-то документы есть?

- Нет.

- А накладные?

- Там, где я покупала, их не выдают?

- Это ошейники для кошечек? У вас столько дома кошек? 160 штук?

Из России везут консервы, соусы, сыр, масло, бытовая химия. Встречная электричка забита кондиционерами, одеждой. В ящиках черешня. Все это в грязи. Сливочное масло путешествует вместе с ядохимикатами. Тонны нелегального груза без сопроводительных документов. Декларировать товар тут не принято.

"Они регулируют рынок, – говорит заместитель начальника Белгороского таможенного поста по правоохранительной деятельности Тарас Костенко. – Только узнают о снижении цены на что-то в России или Украине и начинают эту продукцию возить".

Места в эти электрички нужно бронировать чуть ли не за неделю. Впрочем, у обычных пассажиров все равно нет шанса купить билет. Бизнес контрабандистов – это идеально отлаженный механизм. Все роли расписаны. "В каждом вагоне есть человек, который отвечает за сбор партии, тот, кто платит деньги. Каждый день 50 бабушек или алкоголиков за мизерную сумму в 10-20-30 гривен перевозят свою кучку товара", – поясняет заместитель начальника Белгородского таможенного поста Валерий Бавыкин.

В конечном пункте назначения личный груз превращается уже в коммерческий. Пассажиры сдают товар хозяину. Поймать организаторов этого бизнеса крайне сложно. У профессиональных контрабандистов замечательно отлажена система оповещения. По своим каналам они получают информацию о готовящихся рейдах и облавах СОБРа. Снятые с поезда курьеры, как правило, новички. Риски не страхуются. За задержанный товар им придется заплатить свои деньги.

Впрочем, основная масса нелегального товара просто не доходит до таможенного поста. Международные поезда пригородного сообщения – рудимент Советского Союза – до сих пор связывают Харьков с Белгородом. Остановки по требованию пассажиров. Где надо сойти – срывают стоп кран.

Железнодорожная станция "Красный хутор". До границы с Украиной около четырех километров. Но по сути это перевалочная база контрабандистов. За минуту, что здесь стоит электропоезд, они успевают разгрузить тонны нелегального товара. Крепкие парни по цепочке перекидывают товар, машинист терпеливо ждет. Коробки исчезают в ближайшей лесополосе. Оттуда они уже на машинах развозиться по городским рынкам.

Доходы контрабандистов – это миллионы рублей ежедневно. Помимо ширпотреба таким способом переправляют через границу предметы искусства, наркотики и оружие. "На сегодняшний день существует более сорока группировок, которые занимаются преступной деятельностью, связанной с контрабандой на этом направлении", – говорит первый заместитель начальника пограничного управления ФСБ РФ по Воронежской и Белгородской областям Сергей Ткач.

Перекрыть поток нелегального товара можно. Не так давно пограничники и таможенники обратились к руководству железных дорог России и Украины, с предложением изменить схему движения пригородных международных электропоездов с обязательной пересадкой с одной электрички на другую на таможенном посту. На перроне проще вычислить нарушителей. Теперь решение за железнодорожниками.