Марк Розовский поставил "Метель" Сорокина

Этот спектакль в афише театра "У Никитских ворот" мог и не появиться, если бы не увлечение худрука Марка Розовского современной литературой. Когда встреча все-таки состоялась, Владимир Сорокин не только дал разрешение на постановку "Метели" – предоставил режиссеру карт-бланш.

Этот спектакль в афише театра "У Никитских ворот" мог и не появиться, если бы не увлечение худрука Марка Розовского современной литературой.

- Вот эту книжку я купил, прочитал ее, и она меня удивила и увлекла. И я сразу же засел. Без всякого спроса, без согласования с автором я написал пьесу, инсценировку.

Когда встреча все-таки состоялась, Владимир Сорокин не только дал разрешение на постановку "Метели" – предоставил режиссеру карт-бланш. Свободой действий Марк Григорьевич воспользовался. У Сорокина эпиграф из Блока, у Розовского стихи Блока звучат на протяжении всего спектакля.

Доктор Гарин спешит к больным. Едет делать вакцинацию против опасного вируса. Возница-крестьянин – бьется за каждый метр дороги. Метель, которая то отступает, то вновь усиливается – не иначе, как метафора русского хаоса. Так сразу и не поймешь, что действие происходит в современной России. Она, по сравнению с веком XIX, кажется, совсем не изменилась. Да и вопросы все те же.

- Кто мы? Откуда и куда идем?

Все так же пьют. И все так же плывут по течению жизни.

- Неужели ты ничего не хочешь поменять в жизни, Козьма?
- Нет, ничего.
- А вообще? Вообще в жизни?
- Как это, вообще?

"О России, какая она есть, какая была, какой будет. Мы же русские люди, поэтому все о ней. Во всех ее минусах, плюсах, с ее идиотизмом, с ее любовью, широтой, красотой. Все здесь", – объясняет замысел спектакля актер театра "У Никитский ворот" Сергей Ставский.

Читать Сорокина нелегко, ставить – ещё сложнее. Но Розовский, похоже, с этой задачей справился. Правда, его "Метель", театральная, все-таки отличается от "Метели" литературной. У Розовского есть надежда.

"Мне кажется, спектакль по духу отличается от самой повести Сорокина. По ощущению безысходности. Мне кажется, она в спектакле хоть и присутствует, но не в трагическом варианте", – считает актриса Наталья Троицкая.

"Метель" – это не просто классические вопросы русского интеллигента. В этой повести – весь Сорокин-провокатор. А в постановке – Розовский-экспериментатор.