Учения на Балтике: без права на ошибку

Балтийский флот проводит учения. Пилоты вертолетов тренируются сажать машины на палубу. Для того, чтобы все прошло успешно, экипажи корабля и вертолета должны действовать как одно целое. Малейшее отклонение от курса грозит трагедией.

Балтийский флот проводит учения. Пилоты вертолетов тренируются сажать машины на палубу. Для того, чтобы все прошло успешно, экипажи корабля и вертолета должны действовать как одно целое. Малейшее отклонение от курса грозит трагедией.

Поднимая фонтан брызг, "Ка-27" садится на борт корабля – этот зрелищный эпизод пилоты отрабатывают часами. Размер вертолетной площадки 10 на 10 метров. В этих условиях даже малейшая ошибка пилотирования может стать причиной ЧП.

Посадку на палубу авианесущего корабля летчики называют одним из самых сложных элементов боевой учебы. Требуется не только летное мастерство, но и психологическая подготовка, чтобы посадить тяжелую винтокрылую машину на небольшую площадку движущегося корабля. При этом даже небольшое волнение моря многократно усложняет задачу.

"Ка-27" зависает над палубой. Чтобы посадка прошла успешно, какое-то время вертолет и корабль должны двигаться с одной скоростью. Это тренировка не только для летчиков, но и для моряков. Они контролируют действия пилотов с палубы, уточняют для них дистанцию до корабля. Для безопасного захода на посадку используют радиотехнические, телевизионные и спутниковые системы.

"Для сравнения положите спичечный коробок на стол или на пол и посмотрите, как он будет выглядеть. На фоне моря корабль – маленькая точка, на которую нужно выйти по приборам", – объясняет командир вертолетного отряда корабельной эскадрильи Балтийского флота Роман Малай.

Специально для тренировок экипажей противолодочной авиации из Кронштадта пришел новейший многоцелевой сторожевик "Стерегущий". Одной из боевых задач корвета считается уничтожение подводных лодок противника, и на его борту постоянно базируется противолодочный вертолет.

"Этот корабль управляется, как машина. Как бы мы сильно ни закладывали руль, мы все равно быстро выйдем на нужный нам курс. И я стараюсь с него не сбиться", – рассказывает старший рулевой Николай Ларюшев.

Среди пилотов оказались летчики, впервые выполнившие посадку на корабельную палубу. Наряду с ними тренируются и те, кого называют асами.

Пилоты морской авиации Балтийского флота уже не раз обеспечивали безопасность прохода гражданских транспортных судов в Аденском заливе, поднимаясь с палубы "Неустрашимого". Зависая над джонками, "Ка-27" приводил пиратов в ужас.

"Специально опускались пониже. Пираты поднимали руки вверх. Они видели, что подлетел вертолет, – не ожидали такого быстрого реагирования, а на борту видели группу спецназа", – вспоминает штурман вертолетного отряда спасателей Игорь Высоцкий.

В ближайшие дни взаимодействие летчиков и моряков продолжится в ходе больших морских маневров в акватории Балтийского моря.