Кирилл Серебренников поставил в Большом театре "Золотого петушка"

В Большом театре готовят премьеру оперы "Золотой петушок" Римского-Корсакова. Спектакль обещает стать самым непредсказуемым во всей его постановочной истории. Оперу поставил режиссер Кирилл Серебренников, который совсем не склонен интерпретировать пушкинский сюжет как сказку.

В Большом театре готовят премьеру оперы "Золотой петушок" Римского-Корсакова. Спектакль обещает стать самым непредсказуемым во всей его постановочной истории. Оперу поставил режиссер Кирилл Серебренников, который совсем не склонен интерпретировать пушкинский сюжет как сказку.

Все в духе Кирилла Серебренникова: пришел, поставил, удивил. Еще до начала спектакля. Прямо на улице. Все спрашивают – кто это на афише с золотым петушком во рту?

"Не могу говорить вам, кто он. Но это один из самых интересных людей, которых я знаю. Он разрешил использовать свой образ, чтобы мы сочинили Царя Додона", – говорит Серебренников.

Кто-то заметил, что один из залов царского дворца похож на Георгиевский зал Кремля. Серебренников тут же ответил: "Не знаю, никогда там не был".

О том, что спектакль будет нетрадиционный, догадывались все. Многие несколько месяцев ждали, чем на этот раз порадует экспериментатор Серебренников? Исполнителя главной партии Владимира Маторина режиссер огорчил – попросил сбрить бороду, которую певец носил четверть века. "Уже другой человек. Вы думаете, что сейчас разговариваете с артистом Маториным? Нет, вы разговариваете с Царем Додоном", – говорит певец.

Немецкого тенора Джеффа Мартина для роли Звездочета Серебренников превратил в дряхлого старика. "В первые дни репетиций меня посадили, покрыли силиконом, чтобы сделать маску. Она в точности повторяет форму моего лица", – рассказывает Мартин.

Венера Гимадиева – Шемаханская царица. На сцене она то в огненно-красном платье, то в нежно-персиковом. Перед началом спектакля Венеру не узнать – уж очень не по-царски одета. Но обещает, что царский кокошник будет.

Кокошник – пожалуй, единственное, что в спектакле Серебренникова осталось от традиционной детской сказки. В остальном все по-взрослому. На галерее – снайперы, на сцене – секьюрити. Сыновья царя с лэптопами. И Додон со свитой – то президент в костюме от-кутюр, то генерал в мундире.

Актуализировав старую сказку, Кирилл Серебреников сохранил сатиру на власть, за которую оперу долго запрещала и царская, и советская цензура, а также гениальную музыку Римского-Корсакова, благодаря которой, попав на главную сцену страны, "Золотой петушок" уже больше века ее не покидает. Это пятая постановка оперы в Большом театре.

"Это гениальное произведение, гениальная партитура. И чувство одно – чтобы Римский-Корсаков был нами доволен", – говорит дирижер Василий Синайский музыкальный руководитель Большого театра.

А вот среди зрителей наверняка найдутся и недовольные такой взрослой сказкой на новый лад. Серебреников к этому готов – говорит, что всегда можно встать и уйти, уступить место тем, кому интересно.