Обзор прессы: массовое вымирание и "синдром хронической скуки"

Самая скандальная французская книга последнего года, разоблачающая государственных чиновников, скоро выйдет и по-немецки. В Германии она тоже может вызвать скандал. Виной всему - "синдром хронической скуки".

Самая скандальная французская книга последнего года, разоблачающая государственных чиновников, скоро выйдет и по-немецки. В Германии она тоже может вызвать скандал. Виной всему - "синдром хронической скуки".

 Автор самого скандального бестселлера последнего года скрывался под псевдонимом Зоя Шепард. Скрываться было от чего: молодая французская чиновница с уничтожающей откровенностью рассказала о бессмысленной, скучной и, в сущности, никому не нужной работе, которую выполняют (если слово "выполняют" здесь вообще уместно) госслужащие.

По-немецки книга Зои Шепард выходит под названием "Кто первый пошевелится, тот проиграл", а ее французское название переводится как "Сплошной аврал". В названии - подчеркнутая ирония. На самом деле в этой едкой сатире речь идет как раз о недозагруженности на работе, о том, что многим госслужащим просто нечем заняться в рабочее время, и поэтому каждый убивает его на свой лад: читает газеты, обзванивает друзей и родных, сидит в социальных сетях, отвечает на электронную почту, перекуривает на улице с коллегами.

Но чем-то все-таки приходится заниматься, чтобы отработать свою зарплату?! Приходится. Однако Зоя Шепард подсчитала: собственно работа занимает у нее максимум восемь часов. В неделю. Остальное уходит на перекуры, обеденные перерывы, неспешные беседы "за кофейком", празднования дней рождений, юбилеев, повышений, на разговоры о моде и футболе, сплетничанье в коридоре, а также на бессмысленные совещания и заседания, написание отчетов, которые никто никогда не будет читать, на мелкие интриги и изнурительную борьбу с соседним отделом, который то и дело пытается превысить свои полномочия и залезть, так сказать, в чужую епархию...

Значительную часть рабочего времени занимает также имитация занятости. "Секрет успеха в нашем отделе, - пишет Зоя Шепард, - состоит в том, чтобы произвести впечатление, создать иллюзию трудовой активности, лучше других симулировать бурную деятельность". Таких начальство ценит больше всего.

Офисную жизнь госслужащих Зоя Шепард описывает необыкновенно красочно. Так красочно, что ее коллеги из региональной администрации Бордо сразу узнали себя. "Эти отвратительные паразиты - мы с вами!" - кричал ее шеф, потрясая книжкой, которую прочел буквально за одну ночь. Скоро стало ясно, кто именно скрывается под псевдонимом "Зоя Шепард": Орель Болле, 31-летняя блондинка с большими глазами, отличным образованием и высокой квалификацией, которой круг ее "непыльных" обязанностей явно не соответствовал.

Орель Болле отстранили от работы. А чиновники всей огромной страны писали возмущенные письма в издательство, представители Союза госслужащих с экранов телевизоров уверяли французский народ, что "скучающая дамочка" их оклеветала, что граждане не зря платят налоги, что не будь пяти миллионов государственных чиновников, каждый день ударно вкалывающих на благо родины, жизнь во Франции остановилась бы.

Скандал разразился колоссальный. Книга "Сплошной аврал", мгновенно ставшая бестселлером, подтвердила то, что большинство думает о бюрократах, представляя их ленивыми, некомпетентными и туповатыми паразитами, которые боятся работы, как черт ладана. Причем подтверждение это было получено, что называется, из первых рук. Кстати говоря, Орель Болле, несмотря на все старания начальства и разъяренных коллег, так и не удалось уволить. Правда, для этого ей пришлось пройти несколько судебных инстанций. Возмутительницу спокойствия восстановили на работе, но не на прежнем месте: ее перевели в архив. Теперь она скучает там.

"Ну и что плохого?" - спросите вы. Сидит себе спокойно, высиживает рабочие часы. Что тут плохого, на что жаловаться? Однако психологи установили: работа, которая неинтересна, скучна, однообразна, не приносит удовлетворения и не соответствует возможностям и квалификации, может стать таким же источником проблем, как и постоянный аврал. Для этого даже существует специальный медицинский термин - boreout syndrome, что можно перевести как "синдром хронической скуки". Аналогия с хорошо известным синдромом эмоционального выгорания - burnout syndrome, который вызывает слишком напряженная работа, очевидна.

Людям, выросшим при социализме, это может показаться странным. Во времена искусственной всеобщей занятости, очень многие, как гласила известная шутливая присказка, делали вид, что работали. А государство в ответ делало вид, что платит им зарплату. В многочисленных НИИ с утра до вечера играли в шахматы, строители часами покуривали в ожидании раствора, целая армия продавщиц уныло стояла за полупустыми прилавками... И никакого синдрома, ни депрессий, ни апатии, ни комплекса неполноценности... Более того: возможность получать зарплату, ничего при этом не делая, нередко была предметом гордости.

Но у немцев - другая школа, другое воспитание, другой менталитет. И поэтому, как установили статистики больничной кассы немецких служащих DAK, недозагруженость на работе и постоянное ощущение невостребованности приводят у каждого десятого немецкого чиновника моложе 35 лет к психосоматическим расстройствам, в частности - к депрессиям, нарушениям сна. Печально, конечно, но с другой стороны: нам бы их заботы...

 "Шпионские" фильмы, которые и на Востоке, и на Западе особенно часто снимались во времена "холодной войны", сегодня кажутся анахронизмом. Зато можно взглянуть на них с определенной дистанции. И удивиться...

Фильмы про "их" шпионов и "наших" разведчиков, как это еще раз наглядно показал (в буквальном смысле) фестиваль "шпионского" кино в Берлине, - близкие родственники. Причем, не только друг друга, но и детективно-полицейского жанра: и там, и там важны неожиданные повороты сюжета, увлекательная загадочность, нарастание напряжения... Персонажи могут внезапно оказаться не теми, кем они кажутся.

Главная разница между фильмом криминальным и фильмом шпионским, пожалуй, состоит в том, что в "просто" детективных лентах идет поединок между людьми - преступником и следователем, а в фильме шпионском одним из противников и главных действующих лиц является незримо присущая и преследующая свои интересы государственная власть. Еще и по этой причине шпионское кино воспринимается сегодня как нечто старомодное, государства Востока и Запада уже не отгорожены друг от друга железным занавесом, сквозь который просачиваются бойцы невидимого фронта в поисках стратегических секретов и который охраняют от посягательств врагов и завербованных ими предателей бдительные контрразведчики.

В 1965 году, когда на экраны вышел, например, триллер "Шпион, вернувшийся с холода", снятый по бестселлеру Джона Ле Карре, жанр шпионского фильма был одним из самых популярных в Европе. Чуть ли не каждый месяц в Западной Европе поступало в прокат два-три новых шпионских фильма. Как правило, это были малохудожественные ленты, повторявшие одни и те же стереотипные ходы. Слово "треш" тут кажется вполне уместным.

В разгар "холодной войны" фигура шпиона завораживала зрителей и на Востоке, и на Западе. Этот персонаж куда более многослоен, чем фигуры преступника или следователя, ведь шпион одновременно и преступник, и следователь, и соблазнитель, и психолог, и герой-одиночка, и, что самое важное, - представитель могучего государства, то есть какого-то общего дела, зрителю или родного, или враждебного. Иными словами, шпион действует или "в наших интересах" (тогда он разведчик), или "против нас" - тогда он вражеский шпион.

Шпионские фильмы сплачивали и воодушевляли аудиторию не хуже6 чем футбольные матчи национальной сборной. Ведь зрители болели за правое дело, которое представляло, разумеется, "свое" государство, а, значит, граница между шпионским кино и госпропагандой была размытой. Немаловажно и то, что западных зрителей интересовало то, как выглядит жизнь на Востоке, а восточных - что творится на Западе. Пусть даже в таких лентах показывали не реальную жизнь, а что-то вроде идеологической карикатуры, все равно было интересно, что творится на улицах, в квартирах и на вечеринках у идеологического противника.

Этим интересом к шпионскому кино руководствовались кураторы Николай Никитин и Оливер Баумгартен (Oliver Baumgarten), организовавшие кинофестиваль "Целлулоидный занавес", который под эгидой Института имени Гете сначала прошел в Лондоне, а сейчас - в Берлине. В программе ретроспективы - двенадцать фильмов, снятых в период 1960-1974 годов. Гвоздем программы является, разумеется, "Шпион, вернувшийся с холода".

Но и есть и менее известные ленты с лихо закрученными сюжетами. Так, в фильме "For eyes only" ("Только для глаз"), снятом в 1963 году гэдээровской киностудией DEFA, тайный агент гэдээровской разведки разоблачает во Франкфурте-на-Майне коварные планы идеологического противника: НАТО намеревается напасть на ГДР, разведчик якобы дает себя завербовать, продолжая работать на самом деле на свою социалистическую родину, следует цель маловероятных приключений, в результате война предотвращена, агент возвращается домой и обнимает своего сына. Ура!

Но, как правило, в шпионских фильмах той поры герои или антигерои охотятся за теми или иными научными разработками, проникают в научные лаборатории. В лабораториях сидят изобретатели, наука оказывается изобретением всяких полезных и опасных штук, которые жгуче интересуют государства по ту сторону "железного занавеса". "Эти изобретения, которые агенты воруют в фильмах, с сегодняшней точки зрения могут вызвать только смех, большого значения они на самом деле в этих фильмах не имеют. Иногда вообще не известно, что находится в чемодане или в досье, вокруг которых разгорается столько страстей, для фильма это неважно, - говорит Оливер Баумгартен, - на первом плане всегда интрига, погони, драки и перестрелки".

Берлин и Берлинская стена играют в шпионских фильмах той поры немаловажную роль. Cтена оказывается зримым воплощением "железного занавеса", разделяющего два непримиримых мира. Идеалы своего мира, точнее - соответствующего общественного строя, воплощают герои шпионских фильмов. Западные шпионы - посланники общества потребления, знающие толк в шикарной жизни, напитках и женщинах. Лучший пример - фильмы о Джеймсе Бонде, на фестивале "Целлулоидный занавес", кстати, отсутствующие, потому что кураторы сочли их слишком известными. Ну, а советские или, скажем, восточногерманские разведчики - целеустремленные аскеты, всецело озабоченные служением делу мира, добра и социальной справедливости. Они обходят стороной женщин, незаметно выливают виски в горшок с цветком и стойко реагируют на прелести и соблазны проклятого капиталистического мира. Впрочем, агент 007 оказался здесь сильнее. Фильмы о нем породили волну подражаний не только на Западе, но и на Востоке, и со временем восточноевропейские шпионы стали больше походить на денди и мачо. /WWW.DW-WORLD.DE, ГЕРМАНИЯ/

Первое издание книги Чарльза Дарвина "Насекомоядные растения" ("Insectivorous Plants") вернули в австралийскую библиотеку с опозданием в 122 года. Как сообщает в среду, 22 июня, Agence France-Presse, книгу взяли в библиотеке школы искусств Камдена (Camden School of Arts) на окраине Сиднея в 1889 году.

Издание вернулось в библиотеку после того, как вышедший на пенсию ветеринар Рон Хайн (Ron Hyne) пожертвовал свою книжную коллекцию Сиднейскому университету. Представители университета, в свою очередь, передали издание исконным владельцам после того, как заметили на книге библиотечный штамп.

По словам Хайна, "Насекомоядные растения" появились в его коллекции в конце 1950-х годов, однако как именно книга оказалась у него, бывший ветеринар не знает. По его предположению, издание ему мог передать один из коллег.

По словам представителей Совета Камдена (Camden Council), которому в настоящее время принадлежит библиотека школы искусств, книга прекрасно сохранилась и теперь ее могут увидеть все желающие. Однако теперь издание доступно только для изучения в читальном зале, взять книгу домой не получится.

За сто с лишним лет долг неизвестного владельца абонемента перед библиотекой за задержку книги составил около 37 тысяч долларов. /AGENCE FRANCE-PRESSE, ФРАНЦИЯ/

Револьвер, когда-то принадлежавший знаменитому гангстеру Альфонсу Гэбриэлу Капоне, 22 июня был продан за 110 тысяч долларов на аукционе в Лондоне, сообщает Associated Press.

 "Кольт" 38-го калибра был изготовлен в 1928 году во время действия Сухого закона, когда банда Капоне вела наиболее активные боевые действия против соперничающих группировок за власть над Чикаго.

 Личность нового хозяина револьвера осталась в тайне, известно лишь, что он - коллекционер.

 Альфонс Капоне, известный также как Аль Капоне, создал и руководил одной из наиболее влиятельных мафиозных группировок в истории США. В 1931 году его арестовали и посадили на семь лет, однако не за убийства, грабежи и рэкет, а за уклонение от налогов.

 Знаменитый гангстер скончался в 1947 году. /"THE ASSOCIATED PRESS", США/
 

Полотно, выставленное в Музее Ван Гога в Амстердаме, как предполагается, является единственным дошедшим до нас портретом брата художника Тео ван Гога.

 "Многие удивлялись тому, что несмотря на близость братьев, не осталось портретов Тео", - говорит пресс-секретарь музея Линда Снук.

 По некоторым предположениям, портрет, датированный 1887 годом, мог быть написан во время совместного проживания братьев в Париже.

 Глава исследовательского отдела музея Луис ван Тилборх сделал это открытие, сравнив картину с другим автопортретом Ван Гога.

"Оба произведения представляют собой небольшие портреты с массой живописных деталей. Даже на первый взгляд понятно, что многое их объединяет", - поясняет Луис ван Тилборх.

Однако ученый обнаружил, что - несмотря на внешнее сходство братьев - в их чертах есть ряд отличий, включая разные формы ушей и цвет бород.

 К тому же Тео всегда брил щеки, что подтверждается его фотографиями того периода, а форма его ушей более округлая.

 Картина хранилась в архивах, однако сейчас выставлена в Музее Ван Гога как часть экспозиции, посвященной новым открытиям, связанным с периодом 1885-1888 годов, который художник провел в Антверпене и Париже.

Знаменитый портрет, где Винсент, пытавшийся отрезать собственное ухо, изображен с повязкой на голове, был создан позднее.

 Ван Гог пытался застрелиться в 1890 году и вскоре после этой попытки самоубийства скончался. /"BBCRUSSIAN.COM", ВЕЛИКОБРИТАНИЯ/

Мировые океаны переживают беспрецедентную потерю видов их обитателей, сопоставимую с массовыми вымираниями доисторических времен, пишет The Independent, ссылаясь на научный доклад.

"В морях происходит вырождение гораздо быстрее, чем кто-либо ожидал, из-за накопительного эффекта ряда серьезных отдельных потрясений, от потепления климата и окисления морских вод до масштабных химических загрязнений и браконьерства", - отмечает автор статьи Майкл Маккарти.

Все эти факторы вместе взятые грозят морской среде катастрофой, "не имевшей прецедентов на протяжении истории человечества", говорится в докладе комиссии ученых, собранных в Оксфорде в этом году Международной программой оценки состояния мирового океана (IPSO) и Международным союзом охраны природы (IUCN).

Потенциальное вымирание видов, от крупных рыб до крохотных кораллов, сопоставимо с пятью великими вымираниями, известными геологии, во время которых исчезло большое количество особей, с Ордовикско-силурийского вымирания 450 млн лет назад до Мел-палеогенового вымирания около 65 млн лет назад, стершего с лица земли динозавров. Худшее из них, Пермское вымирание, 251 млн лет назад, привело к гибели 70% видов на суше и 96% - в море.

"Выводы шокируют, - отметил доктор Алекс Роджерс, профессор консервативной биологии в Оксфордском университете и научный директор IPSO. - Учитывая накопительный эффект вреда, наносимого человечеством океану, последствия могут оказаться гораздо хуже, чем мы учитывали по отдельности". /"THE INDEPENDENT", ВЕЛИКОБРИТАНИЯ/