Тема:

Прохоров и "Правое дело" 12 лет назад

Михаил Прохоров: в демократической системе должны быть две партии власти

Партию "Правое дело" возглавил Михаил Прохоров. За руководителя группы ОНЭКСИМ на сегодняшнем съезде проголосовали практически единогласно. Михаил Прохоров – гость студии "Вестей в субботу".

Партию "Правое дело" возглавил Михаил Прохоров. За руководителя группы ОНЭКСИМ на сегодняшнем съезде проголосовали практически единогласно. Михаил Прохоров – гость студии "Вестей в субботу".

- Здравствуйте, Михаил Дмитриевич.

- Здравствуйте.

- Михаил Дмитриевич, вы бросаете вызов "Единой России", вы принимаете ее вызов, но при этом вы говорите, что вы не оппозиция, как это может быть?

- Это абсолютно нормально. В любой демократической системе должно быть как минимум две партии власти. Потому что если она одна, это политическая монополия, это наш главный оппонент.

- На это ваше словосочетание "партия власти" в "Единой России" тоже успели уже отреагировать и даже сказали, что это ваше выражение неуместно. Как вы разделяете "Единую Россию" и Владимира Путина, с которым у вас замечательные отношения, насколько мне известно?

- Ну я другой реакции, если честно, не ожидал.

- От партии?

- От любой монополии. Это нормально абсолютно. Ну а на второй ваш вопрос отвечу очень просто: если бы все хорошо было с "Единой Россией", не надо было бы создавать Народный фронт.

- То есть, вы – Народный фронт?

- Нет, я в Народный фронт не собираюсь.

- А к президенту Медведеву вы в оппозиции?

- Я вообще считаю, что я ни к кому не в оппозиции. У меня есть свои взгляды на вещи. И у партии будет своя программа, за которую, я надеюсь, наши граждане проголосуют.

- А сами в президенты или премьеры?

- Надо быть реалистом. И делать все пошагово. Мне кажется, если мы покажем достойный результат на этих выборах, то партия могла бы участвовать в формировании коалиционного правительства. В принципе, работа премьера мне была бы интересна. Она мне напоминает то, что я делал в "Норильском никеле".

- Вы сегодня сказали, что партия готова и к выдвижению кандидатов в президенты от себя. Кто это может быть?

- Давайте сначала достигнем результата, а потом посмотрим. Я не люблю реально маниловщины.

- Какой вы предлагаете новый для России общественно-политический строй? Из ваших уст сегодня прозвучало такое выражение. Что конкретно?

- Вы знаете, любая система должна отвечать на простой вопрос – решать проблему в месте ее возникновения. Нынешнюю систему надо чуть немножко модифицировать. Допустить 25% мандатников в Государственную думу, избирать мэров городов и местное самоуправление, включая мэра Москвы и мэра Санкт-Петербурга. Я также предлагаю избирать ниже уровень судей, глав полиции, может быть, даже сборщиков местных налогов. И прокуроров. Это даст возможность власти быть ближе к своим гражданам. Также мне кажется, важно было бы ликвидировать институт полпредства, потому что он свою роль уже выполнил.

- А друг, я не побоюсь сказать, Саша Хлопонин, однокурсник, который полпред?

- Вот здесь есть исключения. Не потому что он друг, а потому что он занимается Северным Кавказом. Там особые условия. Здесь полпредство уместно. И если мы оставляем губернаторов федеральными чиновниками, назначаемыми, нужно отдать им федеральные функции, чтобы они могли спокойно решать эти вопрос. А не каждый раз бегать в Москву.

- Я либо сейчас ослышался, либо когда слушал трансляцию со съезда днем. Кажется, там вы говорили о 25 местах для одномандатников?

- 25%.

- Процентов.

- Процентов Государственной думы.

- Это у вас за день так выросло...

- Нет, я это имел в виду.

- Вы это имели в виду.

- Да, конечно.

- Давайте сейчас послушаем, что на съезде сегодня говорили делегаты, гости, ваши друзья. Но они сегодня туда пришли.

Борис Надеждин, член федерального политсовета партии "Правое дело: "Вступление не оставляет никаких сомнений, что Прохоров знает, что нужно стране, знает, что нужно людям и знает, как этого добиться".

Леонид Ярмольник, актер: "У него все получалось, это касалось и бизнеса, и культуры, и спорта, и он настоящий игрок, у него замечательная голова, он изобретательный конструктор".

Павел Лунгин, народный артист России, режиссер: "Я как художник чувствую страшное смущение и волнение в умах. Мне кажется, что нужно говорить об этом, и партия такая необходима".

Валерий Тодоровский, режиссер: "По-моему, он развенчал миф о том, что это как бы некая структура большого бизнеса, больших денег и так далее. Это очень демократичная была речь, направленная, в первую очередь, каждому конкретному гражданину страны".

- Ну вот эта нарезка, это не точно научная социология, но здесь сейчас превалировала интеллигенция. Другие опасались, ну например, когда вы предлагали призвать в партию бизнес.

- Я не предлагал.

- Ну был такой разговор в последние полторы недели. О том, что это будет партия бизнеса и олигархов. Все-таки это партия бизнеса или интеллигенции, или тех и других, кто ваш избиратель?

- Я думаю, что ни то и ни другое. Мы апеллируем главам семей, мужчинам и женщинам, которые каждый день принимают решения за себя, за своих родителей, за детей и вообще за судьбу страны. Потому что каждый день они принимают ответственное решение. И вот как раз это наш избиратель. А также молодежь, которая хочет участвовать в своей судьбе, иметь возможность, иметь социальные листы.

- Вы сегодня вдруг, не вдруг, по понятным причинам, вытащили лозунг эсеровский – "Земля – крестьянам". Ну или "Земля – народу". Он действительно каждый раз всплывает, в России он популярен, не факт, правда, что сейчас земля как-то крестьянам сильно нужна, многим, к сожалению, после этих 70-80 лет экспериментов над ними. Тем не менее, как вы собираете землю раздавать? Если вы собираетесь это делать?

- Вы знаете, вопрос идет не только о крестьянах. Хотя, конечно, эти люди, кто еще работает на земле, должны ей владеть. Это мое убеждение абсолютное. Но у нас огромное количество брошенной земли, я бы передал бы ее в собственность бесплатно гражданам. Есть определенная технология, политическая воля. Передать не так сложно, главное – решить.

- Я чуть вольно сейчас перескажу ваши слова, сказанные на съезде сегодня. Но общий смысл был такой, что нам нужно строить новые города, нужно строить новые заводы, потому что то, что было до этого, приватизация, это было не всегда справедливое перераспределение того, что уже существовало в стране. Это в вас комплекс вины говорит?

- Абсолютно нет. Не я проектировал программу приватизации. Я в ней участвовал. У всех были равные условия. Но я могу с гордостью сказать, что если бы не приватизация, то такая компания как "Норильский никель" не была бы такой мощной, как она есть сейчас. Потому что мы ее спасли от того ужасного управления, которое было до нас.

- Ваш коллега по бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Ходорковский сейчас в тюрьме, на каких условиях он может выйти на свободу?

- У нас есть закон, хороший или плохой. Мы должны действовать по закону. У него есть право на условно-досрочное освобождение, я не вижу причин, по каким он не может воспользоваться этой статьей.

- Кого вы хотели бы привлечь сейчас в ряды обновленной партии "Правое дело"? Напомню, что на этой же неделе ПАРНАС попытался зарегистрироваться, им это не удалось, хотя президент посоветовал им вновь собрать бумаги. Будете сейчас кого-то оттуда переманивать, пожелаете им успехов? Каковы ваши взаимоотношения с другими правыми?

- Вы знаете, я вообще никого не хочу уговаривать. Мы опубликуем нашу программу, для всех тех, кто ее разделяет, двери партии широко открыты, а что касается не регистрации ПАРНАСа, я – за конкуренцию. И в этом смысле я за уведомительный порядок регистрации партий. Кто хочет, пусть формирует партию и спокойно конкурирует.

- Вам в известной степени повезло, потому что вы вошли в структуру, которая уже существует, зарегистрирована, обладает нужным количеством членов, по крайней мере.

- Ну если только в этом смысле.

- Что касается количества не членов партии, а избирателей. На какой процент вы все-таки реально рассчитываете на предстоящих парламентских выборах?

- Программа минимум – преодолеть планку в 7%, как максимум, ставим задачу 15%.