Новые чебурашки просят господдержки

Владимир Путин занялся проблемами анимации. Авторы знаменитых мультфильмов Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Леодин Шварцман, Эдуард Назаров и другие направили письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на плачевное состояние материально-технической базы старейшей студии "Союзмультфильм".

Премьер Владимир Путин занялся проблемами той отрасли отечественной культуры, в которой страна давно и прочно завоевала лидирующие позиции – анимации. Авторы знаменитых на весь мир мультфильмов Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Леодин Шварцман, Эдуард Назаров и другие направили письмо руководству страны с просьбой обратить внимание на плачевное состояние материально-технической базы старейшей студии "Союзмультфильм", которая оказалась на грани закрытия. Сколько денег нужно на новых "Винни-Пуха", "Чебурашку" и "Ежика в тумане"?

Всего 20 часов мультиков в год снимают сейчас российские художники-аниматоры, а ведь когда-то, в советское время, снимали по 300-400. На них выросло несколько поколений соотечественников. Советские мультфильмы до сих пор во всем мире считаются эталонно-добрыми. В любви к ним признается и глава правительства.

"Хороший мультфильм – или полноформатный, или короткий – может заменить десятки талантливых педагогов, – убежден Владимир Путин. – Потому что при правильном прокате его смотрят миллионы. И если это талантливая вещь, талантливое произведение, то, безусловно, он закладывает самые важные, самые нужные фундаментальные основы в сознание, мировоззрение ребенка".

После смутных 90-х мультипликация начала было возрождаться, но в 2001 году ее разделили. Творческо-производственную базу оставили студиям, а весь фильмофонд перевели в новую организацию, которая называется "Киноколлекция". Фильмов она не производит, но отчисления за прокат получает исправно. В отличие от авторов, которые к своим произведениям как будто непричастны.

"Они произвели, получили прибыль, а прибыль ушла кому-то, дяде какому-то, да? На какие цели, если, понимаешь, осуществляет какую-то деятельность в интересах этого сообщества, то это одно дело, а если они на свое собственное существование?" – рассуждал премьер-министр.

"Владимир Владимирович, как мне объяснили, тогда шла приватизация киностудий, – ответил на это министр культуры РФ Александр Авдеев. – И для того, чтобы киностудии приватизированные не увели за собой права на фильмы, тогда их передали в государственную "Киноколлекцию", чтобы государству шли отчисления".

"Сейчас речь-то идет о производстве, – подчеркнул Владимир Путин. – Что они делают сейчас? Зачем деньги дерут?"

На самом деле 25% от авторских та самая "Киноколлекция" всё-таки перечисляет в бюджет, но остальные 75 – оставляет себе.

"На шиша она нужна-то вообще, я не понимаю? Какую функцию она выполняет? – попросил уточнить премьер. – Вы меня просто удивляете, все – такие взрослые люди, сидите и молчите до сих пор. Вас грабят, а вы молчите! А чего вы молчите-то? Нельзя прийти и потребовать встречи с министром, поговорить, объяснить? Я, конечно, случайно прочитал ваше письмо. В машине ехал в аэропорт, пролистывал. Мог бы не прочитать. Я даже не понимаю: ну создали эту контору "Рога и копыта", да, она берет деньги. Но что она делает? Я понять не могу. Что она делает, вы можете объяснить, что она делает?"

Объяснять премьеру по очереди брались живые классики отечественного кинематографа – Гарри Бардин, который совсем недавно снял в полном метре "Гадкого утенка", Юрий Норштейн – автор бессмертного "Ежика в тумане" и еще полсотни мультиков.

Норштейн уверен: необходимо возрождать худсоветы, которые и формировали заказ на хорошие мультики. И не откладывая начинать готовить молодую смену – как можно скорее открывать специальные режиссерские курсы.

"Преподавать там должны мастера высокого класса. Они еще пока есть, – заверил народный артист России, художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино Юрий Норштейн. – Они еще пока не вымерли. И этим надо воспользоваться. И это не фигуральная фраза. Сегодняшним мультипликаторам высококлассным, которые когда-то работали на студии, уже – по 70 и больше. Поэтому надо торопиться. Как не горько это говорить".

Ну, и, конечно, не обошлось без бухгалтерии. Снимать на одном энтузиазме шедевры невозможно. Современная мультипликация – это, конечно же, творчество, но довольно технологичное и стоит денег.

"Вот я прикинул, что, скажем, то, что мы просим на развитие анимации, – это одна нога португальского футболиста, которого "Газпром" подарил футбольному клубу "Зенит". Так что, может быть, кого-то попросить о такой любезности из крупных магнатов, включиться в эту перспективу", – предложил народный артист России, режиссер, сценарист, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма ВГИК Андрей Хржановский.

Желающих помочь российской мультипликации будут искать все вместе. Владимир Путин распорядился создать при правительстве рабочую группу, куда приглашают, в том числе и бизнесменов. Для начала спишут долги "Союзмультфильму", а к выделенным министерством культуры 250 миллионам рублей правительство готово прибавить еще полмиллиарда – всё на съемку мультфильмов. В планах на следующий год значится и вовсе солидная по всем меркам сумма – в полтора миллиарда.