Цена конкурсных баталий: может ли искусство стать бизнесом

В рамках XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского прошел круглый стол. Его главная тема – "Музыкальные конкурсы: бизнес или искусство?"

Французский писатель Теофиль Готье как-то сказал: "Музыка – это шум, который дорого стоит". С тем, что "шум", на конкурсе имени Чайковского не соглашаются. С тем, что "дорого стоит" – не спорят. Пригласить в жюри звезд-исполнителей, создать все необходимые условия для конкурсантов, провести не одну пресс-конференцию для журналистов, напечатать, наконец, сотни буклетов – всё это колоссальные затраты. Которые никогда не окупаются. Если нет прибыли, какой же это бизнес?

"Классическая музыка никогда не была и не должна быть шоу-бизнесом. Рок-музыка, все, что угодно. Но только не классическая музыка. Классическая музыка не направлена на то, чтобы зарабатывать деньги. И поэтому это не бизнес, – считает Ричард Родзинский, генеральный директор XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. – Да, я согласен, что иногда бывают исключения. Некоторые небольшие конкурсы в Италии, например, изначально созданы с целью стимуляции туризма. Но это единственный случай, который я знаю, когда конкурс используют для того, чтобы делать деньги".

Густава Алинка в прессе часто называют Мистер конкурс. Он посетил почти четыре сотни международных музыкальных состязаний. И знает случаи, когда конкурс превращали в источник материального обогащения.

"Два года назад в Интернете появилась информация о том, что в городе Малага, что на юге Испании, пройдет конкурс. Хороший приз, ангажементы для победителей. Но при подаче заявки нужно было заплатить денежный взнос. Вообще это обычная практика для конкурсов – плата за регистрацию. Многие тогда заинтересовались конкурсом, подали заявки и заплатили деньги. Кто-то даже успел забронировать билеты на самолет. А потом вдруг организаторы перестали отвечать на звонки и e-mail. Они просто исчезли. Заработали деньги и исчезли", – рассказал Густав Алинк, журналист, специалист международного конкурсного дела.

Заработать деньги честным путем тоже возможно. На конкурсе имени Чайковского, например, победитель в каждой специальности получает 20 000 евро. Но сделать конкурс постоянным источником дохода, бизнесом – невозможно. Хотя попытки были. Специалисты, принимавшие участие в дискуссии, вспомнили про пианиста, который принял участие в 118 конкурсах. Правда, миллионером рекордсмен не стал. Выигрывал нечасто. Давид Герингас, ученик Мстислава Ростроповича, победитель конкурса имени Чайковского 1970 года, на этом, четырнадцатом смотре – в жюри. Членов жюри в корысти тоже часто обвиняют – мол, ездят по конкурсам, ставят оценки, часто несправедливые, еще и деньги за это большие получают. Герингас не оправдывается, просто объясняет: "Сидеть в жюри три недели и, действительно, отдавать этому много здоровья – я не думаю, что это может принести какой-то материальный доход, ведь каждый из нас может сыграть один концерт и заработать гораздо больше. Вот и все".

Имена победителей XVI конкурса имени Чайковского пока неизвестны, но их гастрольный график уже расписан на 3 года вперед. Возможности колоссальные. Если правильно ими воспользуются, на хлеб с маслом точно заработают. Экономисты скажут: ну вот уже и бизнес получается. Главное, чтобы сами музыканты свою профессию бизнесом не считали.