Театр танца Элвина Эйли

Кошачья грация, и в каждом танце упоение какой-то античной красотой человеческого тела – это их особенный почерк . Про эту труппу говорят: они могут танцевать все. Смешивают в своих постановках хип-хоп, рок-н-ролл, джазовые импровизации и классический балет.

На эти московские гастроли они приехали налегке. За кулисами почти нет декораций, минимум сценических костюмов. Удивляет театр Элвина Эйли, как и прежде, – другим.

Кошачья грация, и в каждом танце упоение какой-то античной красотой человеческого тела – это их особенный почерк . Про эту труппу говорят: они могут танцевать все. Смешивают в своих постановках хип-хоп, рок-н-ролл, джазовые импровизации и классический балет.

"Мы знаем имена классических танцовщиков – Нуриева, Макарову, Плисецкую. Для Барышникова Элвин Эйли даже ставил номер. Так мы поженили классику и современный танец, где есть взрывная динамика и драйв. Мы сами каждый день начинаем с классического урока, это приводит тело в нужную форму", – рассказывает хореограф Роберт Баттл (США).

Театр Элвина Эйли уже покорял Россию, в 1970 году. Первые американские танцовщики, ступившие на сцену Маринки – тогда еще Кировского театра. Эти постановки наша публика для себя открывала как новую планету. Михаил Швыдкой до сих пор помнит те ощущения.

"Балет Элвина Эйли, который появился в Москве и Петербурге в 70-м, ошеломил нас, это была другая пластика, другая свобода движения, другое ощущение тела", – вспоминает Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

В Америке этот театр танца сознание людей перевернул на 10 лет раньше. В 60-м Элвин Эйли преподнес миру свои "Откровения". Одноактная постановка, в основе – спиричуэлс – духовные песнопения афроамериканцев. В театре Эйли меняться может все – танцовщики, хореографы – только "Откровения" здесь хранят как главную тайну и драгоценность. Эту постановку уже признали самым исполняемым современным танцем.

Трудно поверить, но в таком большом для Америки театре работают всего 30 танцовщиков. Ежегодно на кастинги приходят по несколько сотен претендентов, в труппе остаются единицы. И, тем не менее, жестких стандартов нет: не важен возраст, рост и даже вес.

"Индивидуальность у нас во всем. Правда! У нас в труппе даже нет какого-то определенного перечня проступков, за которые могут уволить, даже это все индивидуально", – говорит Вернарс Гилмор, солист Американского театра танца Элвина Эйли.
Элвин Эйли отобрал балет у элиты. Он ставил, ориентируясь не на профессиональных хореографов и критиков. Создавал танец, который был бы понятен любому техасскому фермеру.
"Высоколобых профессионалов слушать вообще не надо, потому что мы абсолютно своими мерками что-то там измеряем, кому мы интересны. Публика в восторге, публика аплодирует. Замечательно", – считает хореограф Алла Сигалова.

После труппы Элвина Эйли эстафету в афише Международного фестиваля "DanceInversion" примет "Орфей" Национального театра Шайо. Затем – проект "короли танца" и Диана Вишнева с "Диалогами". Новый балет Испании со взрывным фламенко. В финале фестиваля – нашумевшие "Боги и собаки", последний шедевр Иржи Килиана.