Музей архитектуры проводит экскурсии по Москве

На экскурсиях, которые сотрудники Музея архитектуры начали проводить этим летом, рассказывают о разных стилях в зодчестве. Начинают, конечно, с классицизма. Что это за стиль – объясняют на примере Манежа.

На экскурсиях, которые сотрудники Музея архитектуры начали проводить этим летом, рассказывают о разных стилях в зодчестве. Начинают, конечно, с классицизма. Что это за стиль – объясняют на примере Манежа.

В России классицизм появился в конце XVIII века и провозглашал возвращение к совершенным образцам архитектуры Древней Греции. Манеж как раз и напоминает греческий храм. Идеальные пропорции, деление на ярусы, гладкие фронтоны, стройные ряды колонн. Рядом – хрестоматийный Дом Пашкова.

Cтарший научный сотрудник Музея архитектуры Елизавета Лихачева объясняет, чем отличается этот стиль раннего классицизма от высокого. Дом Пашкова построен задолго до Манежа, в 80-х годах XVIII века. Поэтому зодчий Баженов не отказался от некоторых элементов барокко. Высокий классицизм более строгий, и уж конечно статуи не будут заменять колонны. Рядом здание библиотеки Ленина, которое не подавляет, а скорее вторит Дому Пашкова. Архитекторы Щуко и Гельфрейх, строившие библиотеку, понимали свою ответственность.

У советских архитекторов вкус был отменный, у нынешних зодчих – не всегда, говорит экскурсовод. Для подкрепления своих слов подводит к зданию художественной галереи Александра Шилова. Современные архитекторы так старались его реконструировать получше, что от особняка XVIII века почти ничего не осталось. Зато появилось много нового и неожиданного.

Расположенная неподалеку от Дома Пашкова галерея изобилует архитектурными ошибками. Крыша напоминает о петровском барокко, колонны – классические, окна в разных стилях. Чугунный навес над входом и такие же скамейки смотрятся совсем уже неорганично. Архитектурные ляпы были всегда, обычно, когда богатые купцы привносили в проект свои замечания.

"Это сейчас превратилось в систему, а тогда было казусом. Например, купец Морозов строил свой дом и его мама сказала: раньше я знала что ты дурак, теперь вся Москва", – говорит старший научных сотрудник Музея архитектуры Елизавета Лихачева.

В XXI веке таких богатых и необразованных купцов стало еще больше. Архитекторы не всегда могут похвастаться идеальными знаниями. И еще один вывод, который делает экскурсовод, рядовая застройка Москвы XIX века не защищена законом. Если здание не считается памятником, его можно перестроить. Как это и произошло с особняком Евграфа Тюрина на Знаменке, превращенного в галерею Шилова.