Тема:

Крушение "Булгарии" 9 лет назад

Расследование обстоятельств гибели "Булгарии"

Картина трагедии на теплоходе "Булгария" практически прояснилась. Установлено: судно отправилось в рейс без лицензии на перевозку пассажиров. При этом левый двигатель не работал, топливо было залито только в один бак, и "Булгария" шла с сильным креном. Кроме того, теплоход был перегружен.

К вечеру понедельника картина трагедии практически прояснилась. Установлено: судно отправилось в рейс без лицензии на перевозку пассажиров. При этом левый двигатель не работал, топливо было залито только в один бак, и "Булгария" шла с сильным креном. Кроме того, теплоход был перегружен. Все эти факты уже официально подтверждены. Непонятно одно, как при таких исходных данных судно могли выпустить в рейс. Для того, чтобы "Булгария" мгновенно пошла ко дну, хватило одной сильной волны. Вода хлынула внутрь через открытые иллюминаторы.

Последние видеокадры теплохода "Булгария", сделанные неделю назад. Заметно, что уже тогда судно несколько кренилось на правый борт. Но в субботу, 9 июля, "Булгария" отправилась в очередной круиз выходного дня по маршруту Казань-Болгары-Казань.

Судно успешно добралось до городка Болгары, сделало там 4-часовую остановку и вскоре направилось обратно. Уже на подходе к Казани, недалеко от деревни Сюкеево произошла самая страшная и молниеносная катастрофа на речном флоте в современной России. Расследование её обстоятельств вряд ли будет долгим - многие шокирующие детали понятны уже сейчас.

"Уже точно установлено, что при выходе из порта в Казани у теплохода уже тогда наблюдался крен на правую сторону и, возможно, это и стало причиной аварии", - заявил руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета России Владимир Маркин.

Причины крена ещё предстоит установить, но известна и другая деталь - в рейс судно отправилось лишь на одном двигателе.

Крен судна мог быть вызван не только неработающим левым двигателем, но и нарушением центровки. По предварительным данным, левый топливный бак был практически пустым, при этом бак справа – заполненным, и даже расположенные там же цистерны с канализационными стоками переполненными.

Мало того, накрененное судно, судя по всему, шло с распахнутыми настежь иллюминаторами, ведь кондиционеров на таком старом теплоходе нет. А иллюминаторы на теплоходах такого класса расположены очень низко. Погода испортилась, поднялся ветер 18 метров в секунду и волны в полтора метра. В общем-то, ничего страшного для теплоходов, но только не в ситуации, когда судно накренено, а иллюминаторы открыты. Через них в какой-то момент вода, видимо, и начала попросту топить судно.

Теплоход, по словам очевидцев, целиком ушёл на дно за какие-то 3 минуты. Специалисты-речники подтверждают: такое действительно может быть.

"При крене судна в открытые иллюминаторы начинает захлёстывать вода, она увеличивает кренящий момент, и поступающие большие массы воды моментально приводит к увеличению крена и опрокидыванию судна. Теплоход сконструирован в советское время. Большая часть кают расположена в трюме, они являются четырехместными. И основная масса пассажиров могла остаться в каютах", - поясняет генеральных директор компании "Речфлот" Александр Землянский.

Но если иллюминаторы действительно были открыты, то почему? Прописная истина для речников - при плохой погоде это категорически запрещено.

"При выезде на реку, на открытую воду, все иллюминаторы должны быть задраены - это все знают. Если теплоход черпанёт воду этими иллюминаторами, судно быстро накренится и утонет", - подчёркивает главный инженер Самарского речного пассажирского предприятия Михаил Кирбинёв.

Возможно, иллюминаторы открыли сами пассажиры: им было жарко, а матросы просто не уследили, либо не следили вообще. Ведь чем дольше идёт расследование, тем более вопиющие вещи выясняются. У организаторов тура не было даже лицензии на перевозку пассажиров. Но это не мешало использовать теплоход практически без передышек.

На интернет-сайте компании, продающей путевки на круизы, до сих пор можно посмотреть расписание движение уже погибшего теплохода. И хорошо видно: из 56-летнего судна выжимали буквально всё. Несмотря на возраст теплохода, специалисты заверяют, что его состояние было нормальным.

"Вот это акт ежегодного освидетельствования судна, вот он. Здесь написано: "Судно признано годным к плаванию в районах, указанных в классификационном свидетельстве", - предъявляет руководитель ФГУ "Российский речной регистр" Евгений Трунин документы на теплоход.

Эта проверка была проведена 15 июня, но в этих же документах есть и другие цифры, которые сегодня выглядят чудовищными - детских спасательных жилетов на момент проверки на судне было в 5 раз меньше, чем детей на роковом рейсе.

"Детских спасательных жилетов было 12 единиц", - продолжил Евгений Трунин.

- Мы знаем, что детей там было гораздо больше.

"Да, гораздо больше, к сожалению, - подтвердил руководитель "Российского речного регистра". – Кроме того, выходить в рейс на одном двигателе категорически запрещено".

Владельцем судна является Камское речное пароходство. Офис компании, чья деятельность связана с жизнями людей, располагается в полуразрушенном здании. Руководство пароходства с ходу отметает любые вопросы: "Булгарию" передали в аренду и ответственности за неё не несём.

"Казанская фирма ОАО "АргоРечТур" в соответствии с законодательством, несёт всю ответственность за техническое состояние судна, за коммерческую эксплуатацию, за состояние людей", - переводит стрелки заместитель генерального директора ОАО "Судоходная компания камское речное пароходство" Сергей Балеевский.

Руководительница казанской фирмы "АргоРечТур" сейчас на допросе, но виновным во всём она называет шторм. Следствию предстоит детально установить всю картину трагедии и, самое главное, выяснить, можно было ли спасти больше людей?

Что происходило в этих каютах, ресторанах, комнатах отдыха в последние минуты - можно только догадываться, но понятно: быстро подняться по этим лестницам или выбежать из детской комнаты в условиях, когда всё вокруг переворачивается и сносится бурлящими потоками воды, практически невозможно. Тем более, что очевидцы рассказывают: многие люки были просто заварены.