А пора ли на покой: самолеты Ту-134, оказалось, нечем заменить

Самолеты Ту-134 выводят из летного парка авиакомпании "Россия". Решение об этом приняла межведомственная комиссия по безопасности полетов по итогам заседания. Чем заменят ветеранов воздушного флота страны, ведущие "Утра России" узнали у начальника аналитической службы агентства "Авиапорт".

Самолеты Ту-134, наконец, выводят из летного парка авиакомпании "Россия". Решение об этом было принято по итогам недавнего заседания межведомственной комиссии по безопасности полетов.

Сейчас в нашей стране насчитывается 179 машин этого типа, из них летает только 90. Ежегодно из эксплуатации выводится 10 самолетов Ту-134. Вообще же из 852 построенных самолетов данного типа крушение потерпели 72 машины.

Станут ли когда-нибудь полеты безопаснее, ведущие "Утра России" узнали у руководителя аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева.

С 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5700 килограммов или на борту которых разрешен провоз более девяти человек, необорудованных системами предупреждения о близости земли и против столкновения в воздухе.

Вывести самолет из обращения можно, но чем его заменить, задается вопросом эксперт. "К сожалению, лайнеры Ту-134 – это 76-кресельная машина, заменить которую практически нечем. Выпускаемый российско-украинский аналог Ан-148 примерно такой же вместимости, но в этом году их будет построено всего лишь пять штук. Это очень мало", – отметил Олег Пантелеев.

С иномарками также есть проблема, потому что ни один современный лайнер такой вместимости иностранного производства не имеет в России сертификата и не может быть в коммерческой эксплуатации, добавил он. Совершенно очевидно, что провести сертификацию можно, но это займет не один год, констатировал эксперт.

Конечно, некоторые самолеты из ряда Ту-134 можно переоснастить новым оборудованием, уточнил Пантелеев. В принципе так и поступил целый ряд авиакомпаний, которые уже на свои "тушки" поставили весь необходимый комплект оборудования, заметил специалист.

Но весь комплект по стоимости приближается к 10 миллионам рублей. И если лайнеру оставшийся ресурс его полета не позволит вернуть такие масштабные инвестиции, то авиакомпании дешевле вывести самолет из эксплуатации, чем дорабатывать и устанавливать дорогостоящее оборудование, подчеркнул руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт".

Не хватает также человеческих ресурсов, признал Олег Пантелеев. Чтобы управлять иностранными самолетами, российским пилотам нужно поднять квалификацию. "И Росавиация, и сами авиакомпании не просто озабочены этой проблемой, а уделяют ей самое пристальное внимание. Так, "Аэрофлот" уже создал авиационную школу, которая будет выпускать ежегодно 160 пилотов", – сообщил эксперт.

"В любом случае, сейчас мы можем заложить фундамент, чтобы через 3-5 лет у нас этот дефицит был минимален. К сожалению, гражданская авиация, принимая сегодня какие-то меры, создает лишь задел на будущее. Именно это позволило российской гражданской авиации в тяжелые годы устоять, потому что запас прочности был очень велик", – резюмировал Олег Пантелеев.