Новую Голландию открыли для посетителей

Самый загадочный памятник архитектуры Петербурга – остров Новая Голландия – впервые за 300 лет открывается для посетителей. В старинных зданиях разместятся 8 проектов российских и иностранных художников по обустройству исторической территории.

Самый загадочный памятник архитектуры Петербурга – остров Новая Голландия – впервые за 300 лет открывается для посетителей. В XVIII веке Петр I создал здесь первый военный порт, затем остров принадлежал военным, а в течение этого лета в Новой Голландии разместятся 8 проектов российских и иностранных художников по обустройству исторической территории. По итогам выставки жюри выберет лучшую концепцию, которая и ляжет в основу развития Новой Голландии. Сейчас на острове располагаются 20 зданий площадью 70 тысяч квадратных метров. Пять из них – памятники архитектуры федерального значения, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Во всех предложенных на конкурс проектах рядом с историческими постройками соседствует новодел.

Самое удивительное использование Новой Голландии под современные идеи – это, пожалуй, создание прямо в исторической части острова огорода. Петербуржцам предлагается взять в аренду грядку с экологически чистой землей и выращивать на ней, что душе угодно и что разрешено законом, то есть никакой кучерявой петрушки и традиционных голландских культур.

Если каток на Дворцовой площади вызвал много споров, то и новый проект в Новой Голландии явно ждут не менее жаркие дискуссии. Это креатив московского фонда во главе с Дарьей Жуковой. Временный – до начала масштабной реконструкции. Кроме огорода, на фоне зданий авторства Саввы Чевакинского конца XVIII века – яркие вагончики с магазином, кафе и экспозициями. Хотя, конечно, стало чисто, дорожки появились. А на лужайке, где предыдущий инвестор снес постройки начала 20 века – многие эксперты теперь считают это ошибкой – рядами выстроены шезлонги. Кстати, по условиям конкурса здесь разрешили новое строительство.

"В этой зоне в принципе можно построить новые здания. Это все зависит от проекта, который будет принят. Необязательно, что там что-то будет", – говорит Джон Манн, глава управления по информационной политике компании-инвестора.

Но как раз все 8 концепций развития острова предусматривают новое строительство. Их представили по соседству – в Крюковых казармах. Журналистам пришлось буквально осаждать выставочный зал. Длинная очередь, жесткая аккредитация, словно Новая Голландия так и осталась закрытой зоной. Организаторы – международный некоммерческий фонд – повторяют, как мантру: новое внедрить, но старое сохранить.

"Здания будут сохранены, но их назначение изменят. Где-то можно будет жить, есть, гулять с детьми, посещать музей. Это будет калейдоскоп функций. Люди будут приходить семьями и с удовольствием проводить здесь время", – объясняет Эрика Болтон, соучредитель консалтингового агентства Великобритании в сфере культурных коммуникаций.

Среди участников – единственная петербургская студия, пожалуй, с самым сдержанным проектом развития острова, но – только на фоне остальных. Новые здания – из стекла, правда, как обещают, в габаритах складов Чевакинского. Башня накрыта куполом. Амфитеатр кресел вокруг сцены прямо на месте пруда – так называемого ковша. Летом его предлагают осушать для проведения концертов, а зимой замораживать под каток. По мнению авторов, это должно стать альтернативой катка на Дворцовой площади.

Архитекторы из Нью-Йорка на площадке под застройку предлагают соорудить что-то вроде обзорного холма. Внутри – паркинг и инфраструктура, снаружи – трава, видовая площадка. Доминанта на макете – желтый мячик на склоне холма.

"Желтый мячик – это воздушный шар, потому что мы хотим охватить не только остров, но и весь город. Люди смогут подняться на несколько минут, увидеть весь город целиком – это тот вид, которого в Петербурге нет, пока Газпром-сити не построили", – рассказывают Дэн Вуд и Амаль Андраос, владельцы американской архитектурной мастерской.

Самым кричащим проектом можно смело назвать голландскую Новую Голландию. Она похожа на то, как сейчас выглядит остров с цветными вагончиками. Эти активаторы, как их называют авторы, должны менять облик острова по щелчку пальцев в сторону современного культурного контента.

"Он необязательно будет оранжевым. Мы пригласим художника. Может, он будет выглядеть более естественно. Но идея – это, во-первых, защитить от снега зимой и от солнца летом. Потом использовать, к примеру, для показа фильмов, чего не сделать в историческом здании. И, наконец, прямо сверху, на этом навесе соорудить концертную площадку", – делится планами Жерон Цуидгеест, архитектор голландской архитектурной мастерской.

Эти три концепции плюс еще один британский вариант Новой Голландии прошли в так называемый шорт-лист конкурса, то есть рекомендованы экспертной группой. В ее составе, к слову, широкой публике известен только Михаил Пиотровский. Предложения вроде бассейна внутри исторического склада, специалистам не пришлись по вкусу.

Выставка открыта до конца июля. Все могут посетить и даже оставить свои пожелания. После этого в августе объявят победителя и начнутся разработка и согласования уже самого проекта. Новый инвестор собирается вложить 12 миллиардов рублей в остров. А пока Новая Голландия, словно химера: с одной стороны безмолвная краснокирпичная старина, а с другой – чем не Диснейленд?