США: безопасность превыше прав человека

Американское агентство по безопасности на транспорте ужесточает меры досмотра в аэропортах. Жители США уже всерьез обеспокоены неоправданными расходами и чрезмерной, по их мнению, жесткостью служб безопасности. Но эксперты говорят, что это еще не предел.

Американское агентство по безопасности на транспорте ужесточает меры досмотра в аэропортах. Жители США уже всерьез обеспокоены неоправданными расходами и чрезмерной, по их мнению, жесткостью служб безопасности. Но эксперты говорят, что это еще не предел. Сканеры в аэропортах хоть и "раздевают" человека, но не в силах справиться с новым изобретением террористов – имплантированными бомбами, так что пассажиров ждут новые проверки.

Дети дошкольного возраста, которых сотрудник службы безопасности щупает с пристрастием на стометровке до трапа самолета, – картина для американского аэропорта привычная. Скандалы, что провоцируют видеокадры, снятые на камеры мобильных телефонов, раздевающие сканеры или полный доскональный досмотр вручную преподносят как ту цену, что необходимо платить за безопасность.

Но вот как она выглядит в цифрах: с ноября 2001 года в американских аэропортах было зафиксировано более 25 тысяч нарушений в системе безопасности. Такую статистику приводит Комитет по национальной безопасности американского конгресса. Конгрессмен Джон Мика отметил: "К сожалению, меня все больше и больше беспокоят миллиарды долларов, которые мы тратим. А некоторые вещи меня просто изумляют. Мы создали государственную структуру, которая отошла от обеспечения безопасности и превратилась в огромную, бессмысленную, перестраховочную бюрократическую машину".

Вот несколько штрихов к сказанному: 14 тысяч нарушений зоны безопасности, 6 тысяч провалов при досмотре багажа, 2 тысячи пассажиров вовсе прошли в аэропорт без ведома властей. Как пример – случай с человеком, который пытался отправиться в путешествие на самолете зайцем, но сорвался, и упал. Об этом, срываясь на ругань, рассказывает директор аэропорта в Северной Каролине Джерри Орр: "Эффективность агентства скомпрометирована жестким отношением, высокомерностью и бюрократией. В декабре прошлого года в Массачусетсе было найдено тело юноши. Как уверяют следователи, он выпал из самолета. Журналисты утверждают, что погибший летел на самолете, который поднялся из нашего аэропорта. Наш директор по безопасности не захотел, чтобы расследование вело Агентство по безопасности на транспорте".

Официальные представители Агентства по безопасности на транспорте цифры и факты даже не стали оспаривать. Единственное возражение, что прозвучало в ответ, было: "Но никто же в последнее время не пострадал". На это конгрессмен Джейсон Чаффетс возразил: "Похоже, пассажирам надо самих сотрудников агентства опасаться". "Нас также очень беспокоит количество выданных удостоверений – 900 тысяч в 457 аэропортах. Они представляют собой угрозу. Мы потратим 500 миллионов на сканеры и рамки к 2013 году, но, несмотря на эти рамки и сканеры, у нас по-прежнему имеют место провалы, и полной безопасности достигнуть не удается. Когда мы поумнеем?", – вопрошает он

Единственная акция протеста имеет место в Техасе: в здание местного парламента врываются десятки демонстрантов, выступающих против жестких мер досмотра в аэропортах. Но правила могут ужесточиться, и довольно скоро, учитывая, что Агентство по безопасности на транспорте выступило с предупреждением о том, что террористические организации в ближайшее время планируют использовать смертников с имплантированными бомбами.

Скандальные сканеры, которые "раздевают", источая дозы радиации, в этом случае бесполезны. Такая техника не в состоянии распознать взрывные устройства, если они спрятаны под кожей. О том, что дополнительные меры безопасности будут введены, срочно дал понять официальный представитель Агентства Ник Кимбол. При этом он уточнил, что для этого потребуются новые технологии. Какие? В Вашингтоне пока это не уточняют. Не исключено, что при прохождении досмотра перед посадкой в самолет пассажирам придется идти на рентген.